2019-05-23 03:55:29

Российское прошлое и украинское настоящее «жемчужины у моря» Одессы

Российское прошлое и украинское настоящее «жемчужины у моря» Одессы

Одесса – город с уникальной культурой, покрывший себя славой в годы Великой отечественной войны. Но эта история Одессы закончилась тогда, когда город стал частью этнократического государства Украины.

Автор Ольга Таланцева

История Одессы закончилась 2 мая 2014 года, когда в Доме профсоюзов были заживо сожжены украинскими националистами люди, повторившие судьбу белорусской Хатыни в годы войны. Сегодня исторически русскоязычный и многонациональный город Одесса усилиями украинских радикалов и националистического правительства превращается в город "только для украинцев".

Диалект русского языка одесситов и одесский юмор – неповторимое достояние многонациональной Одессы

В город Одессу, "жемчужину у моря", как называют этот город, издавна съезжались люди разных национальностей. В 1897 году в Одессе насчитывалось около 403 тысяч человек. Среди них русских – 49 %, евреев – 31 %, украинцев – 9 %, поляков – 4 %, немцев – 2,5 %, греков – 1 % . Здесь также жили цыгане, румыны, молдаване и еще множество людей других национальностей. Но большинством жителей Одессы были русские, на втором месте – евреи.

В советское время по переписи населения 1926 года в Одессе проживало 45% русских, 41% евреев, 7% украинцев, 7% людей других национальностей. В советской Одессе, как и прежде, самым многочисленным ее населением оставались русские, а на втором месте – евреи. Значительно меньше было украинцев и представителей других национальностей. Количество евреев в городе уменьшилось после того, как в 1970-х годах началась их эмиграция в Израиль.

Советская Одесса
Советская Одесса

В Одессе сложился своеобразный местный диалект русского языка, подвергшийся влиянию идиш и украинского языков, а также городского мещанского жаргона, в котором были замешаны греческие, румынские и цыганские слова. Это был диалект русского языка со своими характерными оборотами и интонациями.

  • Шаланды полные кефали
  • В Одессу Костя приводил
  • И все бендюжники вставали
  • Когда в пивную он входил/.../
  • "Я вам не скажу за всю Одессу -
  • Вся Одесса очень велика ...
  • Но и Молдаванка, и Пересыпь
  • Обожают Костю моряка."
  • Отрывок одесской песни "Шаланды полные кефали"

В настоящее время, в связи с проводимой властями Украины политикой принудительной украинизации и искоренением русского языка, может навсегда исчезнуть из Одессы, которая исторически не была украинским городом, и его уникальный местный говорок – примета этого города. Хотя согласно опросу, проведенному в июне 2015 года социологами Одесского университета им. Мечникова, 75% жителей города считают родным языком русский и лишь 18% – украинский. Если население Одессы насильно лишат родного языка, вместе с ним исчезнет тот особый колорит города, связанный не только с речью исконных одесситов, но и тот юмор, отличающий жителей города Одессы.

В Одессе жили и работали выдающиеся русские ученые

В Одессе жили и работали многие русские ученые: лауреат Нобелевской премии И. И. Мечников, лауреат Нобелевской премии И. Е. Тамм, Д. И. Менделеев, Н. И. Пирогов, И. М. Сеченов, Н. Д. Папалекси, Ф. Н. Шведов, Н. А. Умов, А. М. Ляпунов, В. П. Филатов, Г. И. Маркелов, К. Д. Ушинский, Н. Д. Зелинский.

В городе Одессе учился С. П. Королёв.

В Одессе располагается один из старейших научно-исследовательских институтов – Научно-исследовательский институт физики Одесского национального университета имени И. И. Мечникова, который был еще создан в начале XX века как одно из отделений Института физики Новороссийского Императорского Университета.

Русский ученый-офтальмолог, академик В. П. Филатов – основатель всемирно известного Института глазных болезней и тканевой терапии в Одессе в 1936 г.
Русский ученый-офтальмолог, академик В. П. Филатов – основатель всемирно известного Института глазных болезней и тканевой терапии в Одессе в 1936 г.

В 1936 году Постановлением Совета народных комиссаров СССР под руководством выдающегося русского ученого-офтальмолога, академика Владимира Петровича Филатова был создан Институт глазных болезней и тканевой терапии, который сегодня носит имя В. П. Филатова. С момента своего создания и по сей день Институт является одним из лидеров мировой медицинской науки и практической медицины.

В Одессе в советское время был создан крупнейший Центр по разработке и производству оборудования для биологической защиты растений. На данный момент центр практически прекратил своё существование, а здание отдано под бизнес-центр.

Литературная Одесса

В Одессе жили и создавали свои произведения русские писатели А. С. Пушкин, И. А. Бунин, А. И. Куприн, советские писатели И. Э. Бабель, В. П. Катаев, И. А. Ильф и Е. П. Петров, Э. Багрицкий и др.

А. С. Пушкин провел в Одессе 13 месяцев – с 3 июля 1823 г. по 31 июля 1824 г. Здесь им были написаны две с половиной главы "Евгения Онегина", поэма "Цыганы", закончен "Бахчисарайский фонтан" и множество стихотворений. А вот его строчки о самом городе:

  • Там все Европой дышит, веет,
  • Все блещет югом и пестреет
  • Разнообразностью живой.
  • Язык Италии златой
  • Звучит по улице веселой,
  • Где ходит гордый славянин,
  • Француз, испанец, армянин,
  • И грек, и молдаван тяжелый,
  • И сын египетской земли,
  • Корсар в отставке, Морали.
  • (А.С. Пушкин. "Евгений Онегин")

Квартира-музей А. С. Пушкина в Одессе
Квартира-музей А. С. Пушкина в Одессе

В течение четверти века, начиная с 1896 года, с Одессой было связано творчество известного русского писателя И. А. Бунина. В Одессе Бунин работал над многими произведениями, в том числе, над стихами, прозой. С Одессой были связаны и тяжелейшие переживания, связанные с Гражданской войной. Отсюда, из Одессы И. А. Бунин навсегда эмигрировал из России.

И. Э. Бабелю, известному советскому писателю, родившемуся в Одессе, известность принесли, наряду с его книгой "Конармия", цикл рассказов об Одессе, опубликованных в отдельной книге.

В. П. Катаев, советский писатель, также родом из Одессы. Несмотря на то, что 64 года своей жизни он прожил в Москве и Переделкине, по манерам и речи Катаев до конца жизни оставался одесситом. Как замечали многие его знакомые, у него был неистребимый одесский акцент. Язык Одессы в значительной степени стал литературным языком писателя Катаева, а сама Одесса стала не просто фоном для многих его произведений, но их полноправным героем. Собственно, все его лучшие произведения связаны с любимой им Одессой.

Илья Ильф и Евгений Петров – писатели-соавторы, авторы очень любимых у советских людей и современных россиян книг "Золотой теленок" и "Двенадцать стульев", которые постоянно переиздавались и неоднократно экранизировались – оба родом из Одессы.

Музыкальная и театральная Одесса

Музыкальная и театральная Одесса ведёт свою историю практически с момента основания города. Театр оперы и балета по праву можно назвать старейшиной среди целого ряда его культурных учреждений. Одесса получила право строить театр в 1804 году (став третьим городом с театром в Российской империи), а в 1809 году он был уже возведён. На сцене этого театра выступали такие великие русские певцы, как Ф. И. Шаляпин и Л. В. Собинов.

В Одессе родился знаменитый советский скрипач, альтист и дирижёр Д. Ф. Ойстрах – Народный артист СССР, Лауреат Ленинской и Сталинской премии первой степени. В родном городе он получил музыкальное образование и закончил консерваторию.

В Одессе родился также знаменитый советский пианист Э. Г. Гилельс, Народный артист СССР, Лауреат Ленинской премии и Сталинской премии первой степени, Герой Социалистического Труда.

Родом из Одессы знаменитый, всеми любимый в Советском Союзе, советский эстрадный певец, руководитель оркестра, киноактер Л. О. Утёсов. Он исполнял песни в различных жанрах: от джаза до городского романса. Пел и куплеты на одесском жаргоне.

Леонид Утесов в главной роли Кости Потехина в советском фильме «Веселые ребята» (1934 г).
Леонид Утесов в главной роли Кости Потехина в советском фильме «Веселые ребята» (1934 г).

Леониду Утесову первому из артистов эстрады было присвоено звание Народного артиста СССР. Любимый певец страны получил много правительственных наград: Орден Октябрьской Революции, Два Ордена Трудового Красного Знамени, Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и др. В честь Л. О. Утесова назван астероид (5944) Utesov, открытый астрономом Л. Карачкиной в Крымской астрофизической обсерватории 2 мая 1984 г. Но главное, что песни, которые исполнял Леонид Утесов, пела потом вся страна. Одна из песен военных лет, которую пел Утесов, стала своеобразным гимном города Одессы.

  • Есть город, который я вижу во сне,
  • О, если б вы знали, как дорог
  • У Чёрного моря явившийся мне,
  • В цветущих акациях город/.../
  • Родная земля, где мой друг молодой
  • Лежал, обжигаемый боем.
  • Недаром венок ему свит золотой,
  • И назван мой город героем/.../
  • А жизнь остаётся прекрасной всегда,
  • Хоть старишься ты или молод.
  • Но с каждой весною так тянет меня
  • В Одессу – мой солнечный город...
  • Слова из песни "У Черного моря". Муз. М. Табачникова, сл.С. Кирсанова

Одесса артистическая, художественная и кинематографическая

Гордостью театральной Одессы был Одесский театр музыкальной комедии, позднее ставший имени Михаила Водяного. Его визитными карточками стали спектакли об Одессе и одесситах. Труппа с аншлагами гастролировала по всем городам Советского Союза. Благодаря тому, что на основе нескольких спектаклей были сделаны киноверсии, ведущих артистов театра узнала вся страна. На его сцене выступал Михаил Водяной, которого знала вся советская страна.

Михаил Водяной в роли Попандопуло («Свадьба в Малиновке», 1967 г.)
Михаил Водяной в роли Попандопуло («Свадьба в Малиновке», 1967 г.)

Артист театра и кино, художественный руководитель Одесского театра музыкальной комедии, ныне носящего его имя, М. Водяной жил и работал в Одессе с 1953 года. Он стал первым артистом оперетты, получившим звание Народного артиста СССР, был награжден Орденом Трудового Красного Знамени и Орденом «Знак Почёта».

Известный русский художник Василий Кандинский родился в Москве. Но первоначальное музыкальное и художественное образование получил в Одессе, куда семья Кандинского переехала в 1871 году.

Во времена Советского Союза в Одессе была создана Одесская киностудия, известная многими фильмами. Датой ее рождения считается 23 мая 1919 года, когда безымянный комиссар 41-ой красноармейской дивизии отдал приказ о национализации кинофабрики Харитонова, существовавшей с 1918-го года. В биографию мирового кинематографа Одесса вписана фильмом Эйзенштейна "Броненосец Потемкин", который снимался в Одессе. После Отечественной войны на киностудии работали Марлен Хуциев, Феликс Миронер, Василий Шукшин, Петр Тодоровский, Владимир Высоцкий и др.

Одесса – город герой

Уже в августе 1941 г. Одесса была полностью окружена гитлеровскими войсками. Ее героическая оборона длилась 73 дня, на протяжении которых советская армия и отряды народного ополчения защищали город от вторжения врага. С материковой стороны Одессу обороняла Приморская армия, с моря – корабли Черноморского флота, при поддержке артиллерии с берега. На взятие города противник бросил силы, в пять раз превосходящие по численности его защитников.

Первый большой штурм Одессы немецко-фашистские войска предприняли 20 августа 1941 г. На взятие города были брошено 17 дивизий и 7 бригад противника, но советские войска остановили их наступление в 10-14 километрах от городских рубежей. Ежедневно 10-12 тысяч женщин и детей копали окопы, устанавливали мины, натягивали проволочные заграждения. Всего за время обороны руками жителей было поставлено 40 тыс. мин, вырыто более 250 километров противотанковых рвов, на улицах города сооружено около 250 заградительных баррикад. Руками подростков, работавших на заводах и фабриках, было сделано порядка 300 000 ручных гранат и столько же противотанковых и противопехотных мин. За месяцы обороны 38 тысяч простых жителей Одессы перебрались в старинные одесские катакомбы, простирающиеся на многие километры под землей, чтобы принять участие в обороне родного города.

Мемориал «Крылья Победы» и памятник «Народные мстители». Мемориальный комплекс «Катакомбы». Одесса
Мемориал «Крылья Победы» и памятник «Народные мстители». Мемориальный комплекс «Катакомбы». Одесса

В конце сентября Верховная Ставка перебросила войска, оборонявшие Одессу, на защиту Крымского полуострова. На кораблях Черноморского флота с Одесского побережья в Крым скрытно было переправлено 86 тысяч солдат и 15 тысяч жителей Одессы, а также большая часть оборонительной техники. Героическая защита Одессы на 73 дня блокировала армию врага. Благодаря самоотверженности советских войск и героев народного ополчения более 160 000 немецких солдат было убито, уничтожено 200 самолетов и 100 танков противника.

Но город все же был взят 16 октября 1941 г. С этого дня началась беспощадная партизанская борьба с захватчиками. 5 тысяч немецких солдат и офицеров было уничтожено одесскими партизанами, пущено под откос 27 эшелонов с вражеской военной техникой, взорвано 248 машин.

Освобождена Одесса была 10 апреля 1944 года, а 1 мая 1945 г. в приказе Верховного главнокомандующего впервые была названа городом-героем. Официально звание "Город-герой" Одессе было присвоено в 1965 году.

Событиям военных лет в Одессе посвящено множество памятников и мемориалов. На "Площади 10 апреля", которая так названа в честь даты освобождения города от немцев, в 1984 г. была установлена стела «Крылья победы». Мраморный монумент выполнен в виде крыла чайки, увенчанного Золотой звездой города-героя.

В честь бойцов партизанского движения в пригороде Одессы был создан мемориальный комплекс «Катакомбы». В него входят памятник «Народные мстители» и музей Партизанской Славы, расположенный в древних катакомбах города. (По материалам истории Одессы в период Великой отечественной войны //http://ordenrf.ru/geroi-rossii/gorod-geroy-odessa.php).

Одесская Хатынь XXI века: не забудем, не простим!

До этого я писала о российской и советской Одессе – городе с уникальной культурой и покрывшем себя славой в годы Великой отечественной войны. Но эта славная история Одессы закончилась 2 мая 2014 года. Что же произошло в этот день?

2 мая 2014 года группа одесситов, сторонников сохранения родного русского языка и связей с Россией, в ходе противостояния с украинскими националистами, специально свезенными в Одессу в основном с Западной Украины, вынуждены были искать укрытие в Доме профсоюзов. Тогда украинские радикалы подожгли здание, а тех, кто пытался спастись, обстреливали и добивали палками и камнями.

Одесская Хатынь. 2 мая 2014 г.
Одесская Хатынь. 2 мая 2014 г.

2 мая 2014 года по официальным данным погибли 48 человек и 240 получили ранения.

Власти Украины до сих пор не провели никакого объективного расследования по этому поводу, и ни один виновник из радикалов-националистов не был наказан. Западный мир, называемый себя поборником прав человека во всем мире, не только закрыл глаза на это вопиющее по человеческим меркам преступление, но настежь распахнул двери в свой так называемый цивилизованный мир украинцам, заживо сжегшим людей в начале XXI века. Обрадованные украинцы толпой ринулись в Европу. «Мы европейцы! Душу и тело мы положим за нашу свободу! Стрелять по недочеловекам! Каждому бусы!» (Виктор Мараховский. Страшная правда о вышиванках. К проблеме городского одичания http://www.odnako.org).
Советские солдаты, возвращавшиеся с фронта, рассказывали о том, что больше всего боялись попасть в плен бандеровцам, так обобщенно во время войны называли полицаев и солдат украинских батальонов, сражавшихся за Гитлера в годы войны. Эти, когда брали в плен партизан или советских солдат, убивали не сразу, а долго по-садистски издевались над ними. Самым «гуманным» из издевательств было вырезание на груди 65 советских звезд, как они смеясь говорили, медалей. Сжечь живьем человека для них ничего не стоило. Как мы видим, их потомкам сжечь заживо людей, тоже ничего не стоило.

Массовое сожжение живых людей в Одессе 2 мая 2014 года – это возвращение нацистского прошлого бандеровской Украины.

Еще до событий на киевском майдане и сожжения людей в Одессе, я как-то возвращалась из тогда еще украинского Крыма в город Минск. С нами ехал какой-то украинец, который с чего-то начал рассказывать сидящим в купе белорусам свою версию о Хатыни. «А знаете, почему немцы сожгли людей в Хатыни? – задал он нам вопрос. – Потому что белорусские партизаны убили немецкого олимпийского чемпиона». «А что, – ответила ему я, – за это надо было сжигать живьем ни в чем неповинных детей, стариков и женщин?». Последующей реакции на мои слова я никак не предвидела, потому что никогда до этого не встречалась с живым потомком бандеровцев. Он весь покраснел от ярости и громко, почти на весь вагон, заорал: «Вы, белорусы, стадо рабов. Вас тогда надо было всех сжечь вместе с русскими». Тут я по-настоящему его испугалась, полагая, что передо мной настоящий сумасшедший. Тогда я еще не знала, что скоро на Украине случится Майдан, и украинцы будут заходиться в какой-то массовой истерии, дружно скандируя: «Москаляку – на гиляку!». А вскоре после этого посыпятся бомбы на города и села Донбаса и Луганска, жители которых не пожелали присоединяться к этому шабашу новоявленных бандеровцев. А затем произошло массовое сожжение живых людей в одесском Доме профсоюзов. Так возрождалось нацистское прошлое бандеровской Украины.

Как оказалось, нельзя забывать историю, потому что она может повториться. Вот некоторые материалы, подкрепленные свидетелями, об украинских подразделениях ОУН-УПА, ныне прославляемых в националистической Украине.

1. Уже в 1938 г. в Германии было создано несколько учебных центров, где готовились оуновцы-диверсанты. Хоть и были в руководстве Рейха разные взгляды об их дееспособности, но шеф абвера В. Канарис заявлял: «Отбросов нет, есть только кадры». (http://cont.ws/post/92610).

2. «… Канарису было поручено создавать в украинской Галичине повстанческое движение, целью которого стало бы истребление евреев и поляков… Необходимо было инсценировать восстание или повстанческое движение таким образом, чтобы все дворы поляков были охвачены огнем и, чтобы все евреи были убиты.» (Свидетельство генерала Э. Лахузена, одного из руководителей абвера, на заседании Международного военного трибунала 30 ноября 1945 г. Источник — материалы Нюрнбергского судебного процесса, 30 июня 1941 года // http://cont.ws/post/92610).

3. «Ночью 13 июля 1942 г. все жители гетто в г. Ровно… были ликвидированы… Вскоре после 22.00 гетто было окружено большим отрядом СС и примерно втрое большим отрядом украинской полиции. Группы эсэсовцев и полиции врывались в дома. Живущие там люди выгонялись на улицу в том виде, в котором они были застигнуты. Людей выгоняли из домов с такой поспешностью, что в некоторых случаях маленькие дети были оставлены в кроватях. Всю ночь гонимые, избитые и израненные люди двигались по освещенным улицам. Женщины несли своих мертвых детей на руках. Некоторые дети тащили к поезду за руки и ноги своих мертвых родителей… Вскоре украинская полиция ворвалась в дом 5 по Бангофштрассе, вытащила оттуда 7 евреев и потащила их на сборный пункт в гетто…» (Письменные показания Германа Гребе, зачитанные американским обвинителем Стари на Нюренбергском процессе //http://cont.ws/post/92610).

«В этом документе поражают две особенности: во-первых, соотношение эсэсовцев и украинских полицаев – основная масса убийц были не немцами, а именно «борцами за Украину»; во-вторых, главными противниками этих «борцов» были дети – о них свидетель говорит постоянно.» (Источник — Нюрнбергский процесс. Сборник документов, — Т.2, С.500 // http://cont.ws/post/92610).

4. Фашистские войска оккупируют Львов. Вместе с ними в город вступил знаменитый батальон абвера «Нахтигаль» (в переводе с немецкого — «Соловей»), состоящий из бандеровцев и возглавляемый Романом Шухевичем, ближайшим соратником Бандеры. В этот же день весь город был заклеен обращениями Степана Бандеры: «Народе! Знай! Москва, Польща, мадяри, жидва — це твої вороги. Нищи їх! Ляхів, жидів, комуністів знищуй без милосердя!..» (Berkhoff K.C., Carynnyk M. The Organization of Ukrainian Nationalists // ИА „REGNUM«, 14.10.2007)

5. В 1941 г. Я. Стецько (активный деятель ОУН(б), с 1941 года – первый заместитель руководителя ОУН(б) С. Бандеры. В июне-июле 1941 года – председатель Украинского государственного правления) заявлял: «Москва и жидовство – это самые большие враги Украины... И, тем не менее, оцениваю враждебную и вредительскую волю жидов, которые помогали Москве закрепощать Украину. Поэтому стою на позициях истребления жидов и целесообразности перенести на Украину немецкие методы экстерминации жидовства, исключая их ассимиляцию». (Berkhoff K.C., Carynnyk M. The Organization of Ukrainian Nationalists // ИА „REGNUM«, 14.10.2007)

Огромную роль в уничтожении евреев Украины сыграли украинские полицейские подразделения, в большинстве состоявшие из жителей западных районов. Здесь тысячи евреев были убиты местными жителями еще до вступления в эти районы немцев.

По свидетельству немецкого офицера – очевидца казни, украинские полицейские, расстреливавшие евреев в Умани в сентябре 1941-го, «делали это с таким удовольствием, словно занимались главным и любимым делом своей жизни».

Бабий Яр
Бабий Яр

Приведем слова президента Израиля Реувена Ривлина, прибывшего на Украину с официальным визитом, приуроченным к 75-й годовщине трагедии Бабьего Яра. В своем выступлении в Верховной раде он напомнил, что на территории современной Украины в годы Второй мировой войны были убиты около 1,5 млн. евреев, и пособниками немцев были украинцы, в том числе и небезызвестные бойцы ОУН. «В Бабьем Яру и других местах их (евреев) расстреливали в лесах возле яров и рвов, сталкивали в братские могилы. Многие пособники преступления были украинцами. И среди них особо выделялись бойцы ОУН, которые издевались над евреями, убивали их и во многих случаях выдавали немцам», – отметил Ривлин. Он также заметил, что несмотря на то, что «отношения между украинским и еврейским народами сегодня устремлены в будущее», однако «мы не можем допустить, чтобы... история, как с ее страшными, так и хорошими событиями, забылась. Нельзя реабилитировать и прославлять тех, кто убивал евреев» (М. Балтачева. Израиль припомнил украинским националистам Бабий Яр //https://vz.ru/politics/2016/9/28/835026.html).

Израильский политолог, бывший высокопоставленный сотрудник израильских спецслужб Яков Кедми жестко прокомментировал реакцию украинских пропагандистов на заявление Реувена Ривлина, которые всячески отрицают участие ОУН-УПА в массовом истреблении евреев в годы войны: «Мы лучше их знаем, кто и где уничтожал наш народ, располагаем многочисленными реальными свидетельствами, а не пропагандистскими спекуляциями. Я очень сожалею, что, когда Порошенко посетил мемориал Яд ва-Шем, ему не подарили книгу с тысячами документов и свидетельств о том, что творили те пособники нацистов, которых сейчас считают на Украине героями». Кедми отметил, что у него «есть друзья, чьих родственников убили бандеровцы во время Второй мировой войны, и друзья, чьих родственников убили прибалтийские коллаборационисты. Мы Катастрофу изучали не по пропаганде, она коснулась каждого дома, и все эти заявления Ляшко и Вятровского нам не нужны» (Памятники Гитлеру на Украине – дело времени // https://vz.ru/politics/2016/9/28/835026.html).

Новые власти Украины фактически проводят кампанию по героизации нацистских коллаборационистов и пересмотру мировой истории. 9 апреля 2016 года украинский парламент принял закон о признании организации ОУН-УПА борцами за независимость Украины и предоставил право ее участникам на социальные гарантии. Таким образом, сегодня на Украину пришло и обосновалось ее нацистское прошлое.

В город Одессу это нацистское прошлое пришло в его самом страшном обличье. Там 2 мая 2014 г. украинские молодчики-националисты, потомки прославляемых ныне на Украине бандеровцев, заживо сожгли людей, отстаивавших право оставаться русскими и говорить на родном языке.

Сегодня одесситов превращают в "людей в вышиванках". Навязывают им новую историю города, заставляя забыть об их великих предках, создавших этот город. Навязывают им новый язык. А без этой истории, без самобытного русского языка с чисто одесскими характерными оборотами и интонациями, без особого одесского юмора канет в лета феерическая, уникальная Одесса. "Жемчужина у моря" Одесса без всего этого лишится своей души, превратившись во второстепенный заурядный украинский город...

Время строить и время разрушать

Комментарии 0
Логин и пароль
Запомните логин и пароль для последующего входа