2019-10-15 12:14:56

СССР – страна национального равенства

СССР – страна национального равенства

В СССР, в стране полного социального равенства всех людей независимо от национальной и расовой принадлежности, не было почвы для созревания вражды между нациями и народами.

Автор Ольга Таланцева

По утверждению отечественных и западных антисоветчиков одной из причин распада СССР явились распри между людьми на национальной почве. Это очевидная ложь. Политика и идеология национализма коренится прежде всего в социальных противоречиях между людьми и их материальных условиях жизни. "Настоящей базой национализма, – поясняет доктор исторических наук, этнограф Сергей Чешко, – является конкуренция между отдельными социально-экономическими и политическими группами соответствующих этносов в борьбе за власть и за обладание материальными ресурсами. Именно эти группы продуцируют националистическую идеологию и внедряют ее в сознание соплеменников исключительно ради собственных политических и экономических интересов. В рамках советской политической системы этнонационализм не мог /.../выступать как самостоятельная идеология и политическая сила" (Сергей Чешко. Роль этнонационализма в распаде СССР https://scepsis.net/library/id_1763.html).

В СССР не было базы для вызревания национализма

Этнонационализм и все формы ксенофобии в бывших советских республиках стали цвести пышным цветом после их отделения от Союза. Причем, причины вспыхнувшего национализма везде были, практически, одинаковыми. Так принадлежность к титульной нации на фоне разгула нетерпимости по национальному признаку позволяла приводить во властные структуры своих людей, отсекая ненужных. С другой стороны, те же "свои" люди становились владельцами крупной собственности, оставшейся от Советского Союза.

В этой же националистической вакханалии активно участвовала и национальная интеллигенция, которая, лишаясь соперничества со стороны талантливых людей другой национальности, стала активно занимать все ключевые позиции в сфере науки, образовании, культуры, искусства и в системах массовой информации: на телевидении, радио, ведущих газетах и журналах, крупных издательствах и др.

Конечно, в советском обществе, как и в любом другом обществе, существовал бытовой национализм. Но бытовой национализм, как правило, является проявлением отдельного лица, группы лиц и является в большей степени явлением частного порядка. В отличие от национализма, разжигающего вражду и ненависть между людьми, он не насаждается в обществе прямой политикой и идеологией государства или отдельными партиями. Национализм же в его прямом обличье – это всегда проявление агрессии, приводящей зачастую к вооруженным конфликтам и даже к войнам. В СССР, в обществе людей труда с равными правами и практически с одинаковым достатком, т.е. не разделенных вопиющим неравенством по отношению к материальным ценностям, как это обстоит в странах капитала, не было почвы для подобной агрессии. Приведу конкретный пример.

Моя семья в середине 50-х годов из Поволжья переехала на Урал в один из шахтерских городков. Сюда приезжали люди за высокими заработками на шахте и возможностью быстро получить квартиру. Первое, что поражало приезжих на новом месте, – это огромное скопление людей разных национальностей. Я тогда была еще школьницей. Как-то на уроке географии, разбирая тему о территориальном расселении народов СССР, мы, ученики 7 класса, вместе с учителем решили подсчитать – сколько национальностей представлено в нашем классе. По нашему подсчету в классе их оказалось 19. Всех их я уже сегодня не перечислю, но эту цифру я запомнила. Среди нас были русские, украинцы, белорусы, немцы, татары, башкиры, удмурты, коми, коми-пермяки, корейцы, китайцы, калмыки, буряты, чуваши, марийцы, представители некоторых народов Крайнего Севера, Закавказья и Средней Азии. Была даже одна голландка. Среди наших учителей также было немалое число представителей разных национальностей.

«Я, ты, он, она. Вместе целая страна... Большеглазых, озорных, черных, рыжих и льняных».
«Я, ты, он, она. Вместе целая страна... Большеглазых, озорных, черных, рыжих и льняных».

Были ли среди нас, школьников, случаи национальной враждебности? Я такого не вспоминаю. Уж слишком много было нас, принадлежащих разным нациям, народам и народностям и даже расам. Толерантности мы «учились не по учебнику». Нас школьников, разных чисто внешне, было столько, что не было необходимости какими-то искусственными способами прививать нам терпимость по отношению к людям другой национальности или расы. Находясь в классе или гуляя по улицам нашего шахтерского городка, мы постоянно видели перед собой людей с разным оттенком кожи: смуглых и белокожих, с разным разрезом глаз, с темными, светлыми или рыжими волосами. Многие из нас родились и вовсе в межнациональном браке, поэтому даже в одной семье были дети с разным разрезом глаз и цветом кожи. И имена наши отличались в зависимости от национальной принадлежности. В нашем классе были Саши, Наташи, Гузели, Тимуры, Кимы, Эдуарды и даже мальчик по имени Адольф (этим именем его назвали в честь деда), которого, как дети, так и учителя, в классе называли Адиком.

Так сложилось исторически, что сначала в России, а затем в СССР проживало множество народов и народностей, принадлежавших к различным этнонациональным и расовым типам. Они отличались друг от друга, как по своему языку, так и по своей культуре. Что касается толерантности людей Урала и Сибири, то это их качество формировалось исторически и связано во многом с историей заселения этих территорий. В отличие от колонизации европейцами земель индейцев в Южной и Северной Америке или аборигенов в Австралии, практически истребивших их коренное население и сопровождавшееся постоянной депортацией коренных народов с их исконных мест проживания, ничего подобного в период заселения Урала или Сибири русскими не происходило.

«Надо отдать должное уму и такту наших предков. Они относились к окрестным народам как к равным, пусть даже непохожим на них. И благодаря этому они устояли в вековой борьбе, утвердив как принцип не истребление соседей, а дружбу народов». (Лев Гумилев)
«Надо отдать должное уму и такту наших предков. Они относились к окрестным народам как к равным, пусть даже непохожим на них. И благодаря этому они устояли в вековой борьбе, утвердив как принцип не истребление соседей, а дружбу народов». (Лев Гумилев)

Между русскими покорителями Урала и Сибири и коренными ее народами не было той пропасти, которая существовала между европейскими колонизаторами Америки, Австралии, Африки или Индии. Так англичане, сделав Индию своей колонией, с презрением относились к «туземцам», т.е. к индийцам, чуждались и сторонились их, живя в собственном «высшем» мире. Даже рабочие и фермеры, приезжавшие в Индию, неизбежно причислялись здесь к высшему правящему классу. Между англичанами и индийцами не было ничего общего, кроме взаимной ненависти. Англичане, как и «новые американцы», прибывшие из Европы в Америку, представляли собой тот тип капиталистической цивилизации, который не может существовать ни в исторические времена, ни сегодня без эксплуатации других народов. Меняются только формы и условия такой эксплуатации.

В годы Великой отечественной войны наш шахтерский городок, наряду с другими регионами СССР, стал местом вынужденной депортации советских или как тогда их называли "русских немцев". Жизнь их, конечно, в годы войны была не из легких. А у кого она была легкая в военные годы? У тех, кто воевал на фронте и погибал от вражеских пуль немецких фашистов и их союзников? Или у людей, попавших в оккупацию фашистов? Или у тех, кто попал в немецкие концлагеря? Или она была легкой у тех, кого немцы насильно угоняли в Германию? Или у тех, кто вернулся после войны без ног, рук, контуженным, увеченным? Или у тех, кто всю свою последующую жизнь уже в мирное время оплакивал своих сыновей и мужей? А может, у тех, кто трудился во время войны, и трудился никак не меньше, чем депортированные «русские немцы», на заводах, производящих «для фронта, для Победы» танки, самолеты, пушки, винтовки для полной победы над врагом? Или тех, кто умирал от голода в блокадном Ленинграде? Кому во время Великой отечественной войны было легче?

Немцы, с которыми я жила в своем уральском городке, бывшем их поселении, тогда это тоже хорошо понимали и не жаловались. В числе моих школьных подружек были две девочки, немки по национальности. У моих немецких подружек отцы были живы. Моего отца, прошедшего всю войну артиллеристом, уже не стало. Он умер от контузий.

На Урале прошли все мои школьные годы. Но я не припоминаю ни одного этнического конфликта в нашем городе ни с «русскими немцами», ни с другими национальностями. Я не вспоминаю, чтобы кто-то назвал "русского немца" из нашего городка, пусть даже в какой-то злобной горячке, «фашистом». Люди тех послевоенных лет о войне и о фашистах, настоящих фашистах, знали не понаслышке, поэтому такими словами не бросались.

Уникальность многонационального Советского Союза, территориально разделенного на отдельные союзные и автономные по национальному признаку республики, состояла в том, что любой его житель, с одной стороны, осознавал и сохранял свою национальную принадлежность, с другой стороны, будучи советским человеком, воспитанным на идеологии равенства всех людей и народов, находил общий язык с жителями любой национальности. В отличие от США – "котле народов", в котором перемешались все нации и расы, жители Советского Союза, в общем и целом советские люди, тем не менее, не растеряли свое национальное самосознание, сохранив свой язык и свою культуру в целом.

В историческом плане СССР действительно стал уникальным явлением дружбы народов. И сколько бы сегодня не кичился Запад своей идеологемой толерантности, для него – это вынужденная мера, продиктованная так называемой глобализацией, заменившей старые формы колонизации народов на новые, в конечном итоге, все с той же целью их экономического ограбления.

Советский Союз – единый союз 15 равных социалистических республик

Гербы союзных республик СССР
Гербы союзных республик СССР

По Всесоюзной переписи населения 1959 г. в СССР было выделено 109 народов, со своим языком и культурой, частью которых являлись малые народности. Все они были равны между собой в экономическом, политическом и культурном отношениях. Исходя из этого Советский Союз по своему политическому устройству был разделен на 15 союзных республик, 21 автономную республику, 8 автономных областей и 10 национальных округов.

В отличие от США или Австралии, где после практически полного уничтожения местного (туземного) населения появилась некая надэтничная нация, советское сообщество являлось содружеством исторически существующих народов и народностей. Все они в границах национальных советских республик или автономий оставались компактно проживать на своих исторических территориях. Более того, среднеазиатские народы, по той или иной причине ранее разделенные и проживающие на разных территориях, были воссоединены в единый народ в границах национальных советских республик и автономий. В результате нового политического устройства СССР были образованы Узбекская, Туркменская, Таджикская, Киргизская, Казахская союзные республики. Все проживающие там среднеазиатские народы наряду с другими национальностями получили благоприятные условия для их последующего экономического и культурного развития.

Несмотря на тяжелые годы в период Гражданской и Великой отечественной войны с 1917 г. по 1986 г. союзные республики увеличили свое национальное богатство более чем в 50 раз, национальный доход в 94 раза. Число студентов высших учебных заведений в них увеличилось в 40 раз, врачей – в 48 раз. В союзных и автономных республиках возникают но¬вые промышленные центры, открываются и разрабатываются природные богатства, развиваются все виды транспорта. Усиливается подвижность населения, содействуя расширению взаимного общения на¬родов Советского Союза. Границы между союз¬ными республиками в пределах СССР все более теряют свое былое значение, поскольку все нации равноправны, их жизнь строится на единой социалистической основе, а также в равной мере удовлетворяются материаль¬ные и духовные запросы каждого народа.

Все познается в сравнении. Чтобы понять, что такое СССР – Союз Советских Социалистических Республик, надо посмотреть, как жили народы, населяющие советские республики до образования СССР.

В качестве обобщенного примера среднеазиатской республики возьмем Киргизию. В качестве европейских республик возьмем Латвию и Литву.

Важной чертой советизации Киргизии было проведение аграрной реформы, в ходе которой кочевые киргизы приучались к оседлому образу жизни в рамках колхозов. В советское время также была на их территории проведена кампания по строительству оросительных каналов, вода которых так была необходима для ведения сельского хозяйства. Интенсивно проводилась и индустриализация Киргизской республики. Строились электростанции и цементные заводы. С 1932 года над Киргизией взял шефство Ленинград. Хотя поощрялся переход киргизов на промышленные предприятия, в республику организованно осуществляли переселение рабочих кадров из РФСР. Только в 1930 - 1931 годах прибыло около 6 тыс. вербованных из центральных районов РСФСР рабочих и служащих. В результате, рабочий класс Киргизии в 1939 году насчитывал 125 тыс. человек, из которых 42,9 % были русскими, 14,9 % украинцами.

Семен Чуйков. Дочь Советской Киргизии. 1948 г. В советском Артеке. 1936 г.
Семен Чуйков. Дочь Советской Киргизии. 1948 г. В советском Артеке. 1936 г.

Немалый отпечаток на культурную жизнь киргизов оказала и борьба с безграмотностью, в ходе которой было введено обязательное среднее образование. Для подготовки учителей были открыты педагогические вузы (Киргизский институт просвещения, 1925). В советский период в Киргизии формируется наука и научные кадры. В 1924 году начала работать Киргизская научная комиссия, а после её ликвидации в 1927 году созданы Академический центр и Центральный музей. В 1920-е годы в республике были проведены первые археологические раскопки. С 1927 года после открытия первой сейсмической станции во Фрунзе начались регулярные инструментальные сейсмологические наблюдения.

Новая веха в развитии науки в Киргизии началась тогда, когда была создана республиканская Академия наук. В 1938 году открылся первый ботанический сад. Интенсивно началась развиваться и культурная жизнь Киргизии. Появились театры. В 1939 году была поставлена первая киргизская классическая лирико-эпическая опера "Айчурек", в 1940 году – первая балетная постановка – "Анар". Для подготовки работников культуры в 1939 году были открыты музыкальное и художественное училища, а в 1940 году хореографическая студия. Самые первые декреты советской власти декларировали равноправие женщин с мужчинами, запрещали многожёнство. В 1920-1921 годах был запрещен калым – плата за невесту женихом. (По материалам об истории Советской Киргизии // http://www.demoscope.ru/weekly/2011/0475/analit02.php).

В советское время огромные инвестиции вкладывались в республики Прибалтики и Украину. Про Украину, о том большом вкладе в ее экономическое развитие всех республик СССР, мы уже писали. А сейчас остановимся на примере Латвии и Литвы.

После освобождения от немецкой оккупации на территории Латвии были воссозданы структуры администрации Латвийской ССР. На средства всего Советского Союза началось возведение объектов промышленности и других отраслей народного хозяйства. В период СССР были построены заводы «Автоэлектроприбор», «Гидрометприбор», Рижский дизелестроительный завод, Рижский электроламповый завод, завод микроавтобусов РАФ, рижский завод «Компрессор», Валмиерский завод стекловолокна, Резекненский и Даугавпилсский заводы электроинструментов, заводы сельскохозяйственного машиностроения «Ригасельмаш», «Елгавсельмаш», «Лиепайсельмаш», Резекненский завод доильных установок, Болдерайский завод силикатного кирпича, Объединение электронной техники «Альфа» и другие. Были возведены Рижская и Плявиньская гидроэлектростанции, две ТЭЦ в Риге, 93 станции МТС, нефтепровод Полоцк – Вентспилс и Вентспилсская нефтебаза (сейчас – «Вентспилс нафта»). Было построено множество объектов коммунальной инфраструктуры. Возведено огромное количество больниц, детских садов и школ. Улучшалась сеть автомобильных дорог, развивалась туристическая инфраструктура. Юрмала стала одним из самых известных курортов СССР.

Социалистическая интеграция: в создании таких кораблей в эпоху СССР участвовали рижские предприятия. Современная же Латвия – одна из самых отсталых стран Евросоюза в экономическом и промышленном отношениях.
Социалистическая интеграция: в создании таких кораблей в эпоху СССР участвовали рижские предприятия. Современная же Латвия – одна из самых отсталых стран Евросоюза в экономическом и промышленном отношениях.

После суверенизации Латвийской республики в 90-х годах и постепенного перехода ее в Еврозону начался глубокий спад ее промышленного производства и экономики в целом. Сегодня в современной Латвии практически нет производства, связанного с крупной промышленностью. Как об этом заявил общественный деятель Латвии, один из руководителей партии «За родной язык!», Владимир Линдерман, поле выхода Латвии из СССР страна живет во многом на распродаже советского имущества, а жители ее крупных городов существуют на сдаче в аренду построенных в советские годы квартир.

То же самое можно сказать и о Литве. В состав СССР Литва вошла как сугубо аграрная страна, где не было ничего сложнее велосипедной фабрики и производства сельхозоборудования. Советский Союз буквально с нуля создал в ней промышленность и инфраструктуру.

Если для сравнения посмотреть, что Евросоюз сделал для страны в экономическом плане, то такое сравнение далеко не в пользу Брюсселя. Сегодняшняя Литва часто просит помощи у ЕС, например, чтобы подлатать оставшуюся в наследство от СССР уже довольно изношенную за годы пребывания в ЕС инфраструктуру. Но у Евросоюза совсем другой подход к независимой Литве. Сама по себе "европейская" Литва ничего, кроме туризма и сельского хозяйства, дать не может.

В настоящее время Прибалтийские страны плетутся в хвосте Евросоюза по всем социально-экономическим показателям, хотя в советское время были витриной СССР с самым высоким в стране уровнем жизни (по материалам исследований о советской Прибалтике // https://vz.ru/economy/2017/6/9/873965.html).

Современные "неграждане": апартеид по-прибалтийски

Если бывшие прибалтийские республики в промышленно-экономическом отношении оказались едва ли не в самом хвосте стран Евросоюза, то в отношении новых юридических измышлений в отношении некоторых своих граждан они оказались впереди планеты всей. Так в Латвии и Эстонии, после выхода их из СССР и, как считается, вставших на путь свободы и демократии, сразу же появились так называемые "неграждане". Ими стали русские, украинцы, белорусы и некоторые другие жители этих стран в отличие от представителей коренных национальностей, т.е. латвийских и эстонских граждан.

Латвийские и эстонские "неграждане" – это юридический статус, который получили ее бывшие граждане, проживающие там с 1940 по 1989 гг. и их дети. Это были этнические русские, украинцы, белорусы и другие, приехавшие, как мы уже указывали, в эти советские республики для проведения там ускоренной индустриализации. Теперь эти люди, поднимавшие когда-то республики советской Прибалтики из послевоенной разрухи и сделавшие огромный вклад в их экономическое развитие, стали там "негражданами", т.е. бесправными людьми.

Выступления русскоязычных «неграждан» за гражданские права
Выступления русскоязычных «неграждан» за гражданские права

Чем отличаются латышские и эстонские "неграждане" от граждан? На 2013 год Латвийский комитет по правам человека насчитывал 80 различий между правами граждан и неграждан Латвии. Вот некоторые из них. Неграждане не имеют избирательных прав. Для неграждан существует запрет на многие виды профессиональной деятельности. Они не могут работать чиновниками, адвокатами, нотариусами, фармацевтами, работниками Службы государственных доходов и ЗАГСов, служить в правоохранительных органах и армии и др. Для "неграждан" существуют ограничения в социальных и экономических правах: в приобретении недвижимости, в правах на приватизационные сертификаты, в подсчёте пенсионного стажа. В соответствии с проводимой властями прибалтийских стран политикой русскоязычных "неграждан" увольняют с предприятий в первую очередь и лишают жилья. "Неграждане" практически не имеют выхода для широкого обращения к публике через средства массовой информации в силу того, что вынуждены ограничиваться преимущественно собственными малотиражными и нерегулярно выходящими газетами и другими СМИ. Согласно действующему «Закону о государственном языке» работники определенных профессий (список утверждает правительство) в частном и общественном секторе обязаны использовать при исполнении своих обязанностей только латышский язык. Нарушения закона караются штрафами и увольнениями. В Латвии была создана особая языковая инспекция, которая имеет полномочия не только штрафовать за недостаточное знание латышского языка, но и лишать мандатов избранных народом депутатов.

В марте 2018 г. Сейм Латвии принял, а президент подписал поправки в законы об образовании о полном переводе русских школ полностью на латышский язык, хотя эти поправки противоречат Конституции самой Латвии и обязательным для Латвии международным документам – например, "Всеобщей конвенции о защите национальных меньшинств", принятой и ратифицированной самим латвийским Сеймом в 2005 году. Конвенция предусматривает право национальных меньшинств изучать родной язык или получать на нем образование на территориях, где они проживают исторически или в большом количестве, а государство, при наличии спроса, в рамках возможностей обеспечивает такое образование.

В отличие от граждан, имеющих синие паспорта, у "неграждан" Латвии паспорта фиолетового цвета. В английском варианте заполнения паспорта в них "неграждане" обозначены как иностранцы (англ. alien). Жить в Латвии им, конечно, разрешают (кто-то же должен работать в стране), однако без основных прав гражданина.

Вообще-то юридический статус "неграждане" – это не изобретение прибалтийских народов. В сравнительно недавней истории с этим мы уже сталкивались. Так в нацистской Германии "негражданами" стали евреи, которые, как и русские в Прибалтике, были лишены прав гражданства, возможности работать на государственной службе, иметь частную практику и собственный бизнес.

Как известно, во время войны с Советским Союзом территории Латвии, Литвы и Эстонии одними из первых из советских республик были оккупированы немцами. Именно они стали для немецких нацистов полигоном для апробации айнзатцгруппами технологии массовых казней, осуществленных в первые дни войны оккупантами с участием местных националистов. Так, в Литве холокост был начат 22 июня 1941 года членами так называемого «Литовского фронта активистов» еще до прихода немецких оккупационных войск. Причем, это не были одиночные лица или толпа, но организованная сила, которая осознанно содействовала оккупантам в уничтожении евреев не только в Литве, но в дальнейшем также и в Польше и Белоруссии. В Латвии, как и в Литве, в уничтожении евреев также активнейшим образом участвовали местные националисты. Что касается Эстонии, то она стала первой и единственной республикой СССР, в которой к началу 1942 года немецкие нацисты силами местных эстонских националистов уничтожили всех евреев, которые не смогли отсюда эвакуироваться.

Расстрел карателями 21-го латышского полицейского батальона лиепайских евреев в Шкедских дюнах. Подобным образом латышские эсэсовцы проявили себя и на территории Белоруссии, Псковской и Смоленской областях и в Польше.
Расстрел карателями 21-го латышского полицейского батальона лиепайских евреев в Шкедских дюнах. Подобным образом латышские эсэсовцы проявили себя и на территории Белоруссии, Псковской и Смоленской областях и в Польше.

Вроде бы западное международное сообщество осуждает Латвию, являющуюся частью Евросоюза, за принятие закона о "негражданах", по которому те лишены многих политических и социальных прав. Да только, как говорится в русской пословице, "воз и ныне там". А что касается самой Латвии, то ее правительство эти осуждения "ближних" мало пугают, потому что, как утверждали когда-то древние римляне – "ворон ворону глаз не выклюет". Что иносказательно означает, как это поясняют словари, "дурные люди легко понимают друг друга и стараются соблюдать взаимные интересы".

Почему некоторые бывшие советские республики вычеркивают из памяти свое прошлое

И в заключение напомним тем бывшим советским республикам, кто забыл собственную историю о том, почему они сегодня вообще существуют и кому они обязаны своим существованием. Так, к примеру, Украина и Молдавия вошли в состав Российской империи с целью сохранения нации, так как им грозило безжалостное уничтожение со стороны Османской империи. По той же причине вошли в состав России народы Северного Кавказа и Армения. Грузинская нация буквально исчезала с лица земли под натиском Османской империи и Персии. Правители грузинских княжеств запросили помощи у России. В 1805 году российские войска победили иранскую армию при реке Аскерани и у Загама, тем самым предотвратив наступление на Тбилиси. Между 1803 и 1878 годами в результате русско-турецких войн оставшиеся ее княжества и территории (Батуми, Артвин, Ахалцихе и Поти, а также Абхазия) также были присоединены к России. Грузия, таким образом, была впервые объединена за много лет.

Как бы Украина, Молдавия и Грузия в настоящее время не выступали против России, но именно России они обязаны тем, что они сохранились как нации. Находясь же в составе СССР, они получили государственность в лице союзных республик со своим языком и культурой. Благодаря этому, после распада СССР, бывшие союзные республики, мирным путем получившие независимость, стали существовать как национально-государственные образования, сложившиеся еще при СССР. Об этом не стоило бы забывать народам и властям вновь образовавшихся государств.

Сегодня страны Прибалтики, к примеру, все та же Латвия, называет русских оккупантами. Но если внимательно изучить историю латвийского народа, то она свидетельствует о том, что Латвия как таковая на протяжении самого длительного времени своего существования практически никогда не была суверенной страной. Свою независимость она дважды обретала только тогда, когда находилась в составе СССР. Да и это не было заслугой самих латвийцев.

В июне-июле 1941 года территория Латвийской ССР была оккупирована германскими войсками. 13 октября 1944 года – части Красной Армии вступают в Ригу и Латвия вновь становится Советской Социалистической Республикой. Простые люди Латвии, натерпевшиеся от войны, с радостью приветствовали советских воинов-освободителей. Но сегодня в прибалтийских республиках принято фальсифицировать историю, поэтому в современной Латвии история ее освобождения звучит по-другому.

Встреча советских солдат-освободителей в странах Прибалтики. Из военной хроники
Встреча советских солдат-освободителей в странах Прибалтики. Из военной хроники

17 сентября 1991 года в связи с распадом СССР была признана независимость Латвии Государственным Советом СССР. Таким образом, и первым своим периодом независимости, и вторым периодом независимости Латвия обязана прежде всего СССР. До 1917 года суверенного государства Латвии не существовало никогда. Примерно такой же была история Эстонии.

Что касается Литвы, то когда-то она была частью ВКЛ – Великого княжества литовского, а затем Речи Посполитой – достаточно мощного государственного объединения. Но и ему пришел конец. И в силу слабости этой империи в XVIII веке произошел раздел ее земель между Пруссией, Австрией и Российской империей, более сильными государствами на тот период.

Сегодня все эти три прибалтийские республики – умеренных размеров европейские государства, экономические младшие партнёры стран Евросоюза. И на повестке дня у них стоит каким-то образом сократить экономическое отставание от основных европейских государств и справиться с резкой депопуляцией собственного населения.

Отдельно стоит сказать о демографической ситуации в этих странах. В настоящее время, например, латышей в Латвии осталось даже меньше, чем было во время переписи 1925 года после всех перипетий 1 Мировой и Гражданской войн. Причиной тому не столько сверхсмертность ее граждан и неграждан, сколько эмиграция. И не только латыши, но литовцы и эстонцы в поисках лучшей доли покидают свои страны, предпочитая в качестве нового места жительства благополучные страны Евросоюза или те европейские страны, в него не входящие. Особенно уезжает молодежь, которая в собственной стране в результате подрыва ее экономики не находит работу. Так, по официальным сообщениям Сейма Латвии количество молодежи в республике с 1990 года сократилось почти в два раза, а общая численность населения снизилась почти с 2,7 млн. (на начало 90-х гг.) до 1,8 млн. человек. Что касается Литвы, то в настоящее время она является одним из лидеров ЕС по сокращению численности населения. С 3,7 млн. человек в 1991-м г. ее население снизилось к 2019 г. до 2,7 млн.

Главной же своей проблемой на сегодняшний день правительства прибалтийских республик видят не в демографическом кризисе своих стран, который грозит реальным исчезновением их населения в недалеком будущем. А страх перед угрозой завоевания их современной Россией, который они постоянно демонстрируют перед международным сообществом.

Этот их "первозданный ужас" перед Россией можно объяснить двумя причинами. Во-первых, это стало неотъемлемой частью их национальной традиции, которая придает особый смысл их существованию. Иначе бы у второразрядных европейских республик, какими они стали в Евросоюзе (многие европейские жители до сих пор не знают их названия, а их флаги путают во время проведения официальных мероприятий), не стало бы собственной национальной идеи, национальной миссии, объединяющей эти народы. Немаловажную роль в накачивании себя этим страхом играет возможность получать побольше субсидий от жалостливых стран Евросоюза. Во-вторых, эту роль им постоянно навязывают США в своих политических целях, вассалами которых стали эти три прибалтийских страны.

Кстати, в расовой политике стран Прибалтики есть все-таки существенное отличие от расовой политики немецких нацистов. Те, отстаивая чистоту высшей немецкой нордической расы, не стремились переделывать представителей других наций и превращать их в немцев, чем занимаются сегодня прибалтийские власти. Видимо угроза резкого убывания численности своего народа в этих странах заставляет пополнять свою нацию представителями других национальностей, переделывая их в латышей, литовцев и эстонцев. Так, на протяжении последних двадцати лет из-за эмиграции и естественной убыли местного населения, причем, с огромной скоростью, вместе с жителями этих республик, в перспективе может навсегда исчезнуть латышский, литовский и эстонский языки. В этой связи появилась потребность срочно переводить всех русскоязычных "неграждан" на местные языки. Кроме того, русскоязычные "неграждане", чтобы стать латышами, литовцами, эстонцами, должны забыть не только свой язык, свою историю, а со временем и свое русское, белорусское, украинское, еврейское и еще какое-либо другое происхождение. С этой целью не только попадает под различные санкции русский язык, образование на русском языке, но и ведется постоянная травля всего русского. Вот, к примеру, интересный образчик этого.

Банкир из Латвии Гирт Рунгайнис заявил, что "русский язык не является ни языком науки, ни языком культуры, ни языком искусства, а языком дикарей" и призвал перестать финансировать образование на русском языке. (Наталья Ануфриева. Латвийский банкир назвал русский «языком дикарей» https://vz.ru/news/2018/2/17/908788.html). А вот другого жителя Латвии блогера И. Скриперушкина обеспокоило совсем иное. В своем блоге он задался вопросом, почему такой культурный европейский народ, как латыши, до сих пор не имеет на своем счету ни одной Нобелевской премии? "Каждый год, – пишет он, – в так называемую Нобелевскую неделю, меня мучает вопрос. Почему Нобелевскую премию до сих пор не получил ни один латышский политик, или, скажем, деятель культуры? (И. Скриперушкин. Латыши и Нобелевская премия. Калейдоскоп. // http://www.mixnews.lv/ru/opinions/468_innokentij-skriperushkin/600_latyshi-inobelevskaya-premiya/).

Зададимся и мы этим вопросом. А действительно, почему совсем не дикарский латвийский народ, уже более четверти века освободившийся и от "ига" России, и от "ига" СССР, и ныне живущий в независимой европейской стране, ни разу не стал обладателем Нобелевской премии? А Россия и СССР, не смотря на известную довольно сильную нелюбовь стран Запада и к России, и к СССР, получает эти премии, причем, неоднократно. И за науку, и за писательское мастерство на русском языке.

Может, все-таки банкиру из Латвии Гирту Рунгайнису надо не ругать русский язык, а, наоборот, пропагандировать его среди латвийцев? Вот ведь гражданка Беларуси, писательница Светлана Алексиевич, пишущаяся на русском языке, при этом являясь не меньшей русофобкой, чем некоторые националистически настроенные латыши, получила Нобелевскую премию. Может, и писателям Латвии перейти на "великий, могучий, правдивый и свободный" (И. С. Тургенев) русский язык? Тогда, возможно, может, и появятся, наконец-то, латвийские лауреаты Нобелевской премии.

У России можно поучиться и другому. Многие российские писатели и поэты, гордость и слава России, – люди не русской национальности. Н. Карамзин – из татар рода Карамурза; И. С. Тургенев – русский дворянин из татар рода Турген, Д. Фонвизин – родом из ливонских рыцарей-меченосцев; А. Фет – его матерью была немецкая еврейка; А. Ахматова – имеет татарские корни; О. Мандельштам – еврей. Да и у самого "солнца русской поэзии" А. С. Пушкина предками по материнской линии были африканцы. Не в этом ли уникальная природа России? И не является ли сегодняшняя постановка вопроса Латвии сделать ее «Латвией только для латвийцев» ее проблемой номер один? Может, сегодня для мирной жизни всех проживающих в Латвии и других прибалтийских республиках позволить людям всех национальностей жить счастливо и свободно, независимо от их национальности, вероисповедания и происхождения. Тогда на этих землях воцарится настоящий мир и покой.

Почему в Советском Союзе была справедливость, а сейчас ее нет.

Комментарии 0
Логин и пароль
Запомните логин и пароль для последующего входа