Уважение и самоуважение человека труда в СССР

Уважение и самоуважение человека труда в СССР

Почему право на труд, выбор профессии по призванию и государственная гарантия всеобщей занятости всех граждан страны являлись основополагающими правами советского человека, закрепленными в Конституции СССР? Почему в стране социализма рабочий человек пользовался уважением к себе, чего никогда не случалось в мировой истории и никакой другой стране, а тунеядцев презирали и наказывали? И почему молодежь Советского Союза никогда не испытывала трудностей при устройстве на работу?

Автор Ольга Таланцева, кандидат культурологии, профессор, автор более 70 научных работ, в том числе двух научных монографий, член научно-методической комиссии по экспертизе диссертаций в РИВШ, эксперт by-by.info.

Сегодня все меньше и меньше остается людей на просторах бывшего Советского Союза, которые жили при социализме. Зато все больше и больше появляется лжи о советской действительности.

Особенно в этом упражняется так называемая творческая интеллигенция, возложившая почему-то на себя миссию в своих книжках, фильмах, на театральных подмостках и, конечно же, в средствах массовой информации создавать образы советских людей и их жизнь при социализме в самом отталкивающем виде. Тем самым они стараются внедрить в сознание новых поколений чувство отвращения не просто к недавнему прошлому своей страны, но к социализму как таковому.

  • Интересно отметить, а за что же тогда очень советскому фильму о советской жизни и советских людях "Москва слезам не верит" была вручена американская премия Оскар в 1981 году? На это ответил сам создатель этой картины, режиссер Владимир Меньшов: "Вдумайтесь в название: «Москва слезам не верит» — и сразу же все поймете. Здесь весь мой жизненный опыт: и рабочее общежитие, в котором я жил, и мои тети-дяди из очень простых людей.

  • И даже мой отец там есть, и друзья, и мое отношение к жизни. К счастью, оптимистическое" (https://regnum.ru/news/cultura/2237280.html). Вот этот социальный оптимизм и являлся определяющим качеством советских людей.

  • Он зиждился на уверенности в собственном позитивном будущем, в первую очередь осуществляемой на реализации своих творческих потенций в труде, в профессиональной деятельности. Именно все это и показал режиссер в этом фильме на примере своей главной героини, которая, начиная свою жизнь рабочей машиностроительного завода, смогла получить, не бросая работу, высшее инженерное образование и дорасти до директора крупного промышленного предприятия.

"Нет на свете выше звания, чем рабочий человек" (из советской песни)

Уже древнегреческий философ Платон утверждал, что справедливым обществом является только то, где каждый отдельно взятый человек в полной мере может реализовать данные ему от природы способности. В СССР гарантией подобной справедливости являлось закрепленное в Конституции СССР право на труд, которое гласило: «Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством».

40 статья Конституции СССР 1977 г. расширила содержание данного права, включая в него право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием.

Право на труд в СССР не просто декларировалось, но и подкреплялось государственной гарантией всеобщей занятости, что отвечало советскому пониманию справедливого государства. Советские люди не знали, что такое безработица.

Конституция СССР 1936 г. Основной ее закон: граждане СССР имеют право на труд, отдых,  образование, социальное обеспечение
Конституция СССР 1936 г. Основной ее закон: граждане СССР имеют право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение

У советских граждан была равная возможность выбора будущей профессиональной деятельности в соответствии со своим призванием и способностями. Гарантом этого являлось право советских людей на бесплатное образование, что также было закреплено в Конституции СССР, начиная с обязательных начального и среднего образования и вплоть до всех ступеней высшего образования.

Но труд в СССР был не только правом гражданина, но и обязанностью. В статье Конституции СССР 1936 года писалось: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: кто не работает, тот не ест».

  • Либеральные историки, чтобы очернить Октябрьскую революцию 1917 года, любят сегодня создавать мифы о благополучном существовании народа в царской России дореволюционного периода. Но во времена Советского Союза еще были живы дедушки и бабушки, родившиеся в XIX столетии и знавшие о "хорошей" жизни народа не понаслышке.

  • Об этом хорошо написал в своем известном очерке «Интеллигенция и революция» русский поэт Александр Блок, дворянин, утонченный аристократ, выросший в одной из дворянских усадеб и хорошо знавший жизнь и настроения простого народа. «Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? — спрашивает он в своем очерке.

  • — Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа. Почему валят столетние парки? — Потому, что сто лет под их развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему — мошной, а дураку — образованностью».

  • Не лучшим было положение и рабочих в России. В 1898 г. шеф жандармов генерал А. И. Пантелеев подготовил докладную записку по итогам своей поездки по Центральному промышленному району России. «В эксплуатации рабочих фабрикантами, когда последние, получая громадную прибыль, мало оплачивают рабочий труд и при том, за редкими исключениями, ничего почти не делают для улучшения быта рабочих и их семейств, кроются, главным образом, причины волнений и забастовок…» (РГИА. https://regnum.ru/news/society)

Рабочий, изувеченный на заводе. Конец XIX в.
Рабочий, изувеченный на заводе. Конец XIX в.

Совершенно справедливо отмечает профессор Миронов Б. Н. в своем монументальном труде «Российская империя: от традиции к модерну», что рабочих «стал волновать не только уровень, но и качество жизни» и «они начинали жаловаться не только на низкие заработки …, но также на грубость мастеров…, на применение физической силы и употребление мата, на сексуальные домогательства к работницам, на обращение … на «ты», на отношение к ним «как к детям», «рабам», «крепостным» или «вещам» (Миронов Б. Н. Российская империя: от традиции к модерну, в 3-х тт. Т. 1. С. 437 // https://regnum.ru/news/society).

Доступ к образованию у рабочих царской России был ограничен. Формально закон от 1 июня 1882 г.
(5 пункт) говорил о «предоставлении возможности посещения учебных заведений» малолетними рабочими, т. е. ответственность за их обучение ложилась на владельцев предприятий, где они работали. Данная формулировка приобрела рекомендательный характер, благодаря дополнительному узаконению от 12 июня 1884 г. В своем первом отчете за 1883 г.
по Московскому фабрично-заводскому округу инспектор Янжул И. И. писал о том, что 75% работающих детей не имели возможности получать образование (Янжул И. И. Из воспоминаний и переписки фабричного инспектора первого призыва. СПб., 1907. С. 48 // https://regnum.ru/news/society).
Российская газета «Неделя» тогда так описывала рабочих Никольской мануфактуры: «Все это народ тощий, с всклокоченными волосами, с беспокойным взглядом, с трудом напрягающий силы и внимание на работе и болезненно возбужденный в трактире за водкой и с арфянкой. Дети просто жалки — маленькие, худенькие, с бессильными голосами и задумчивыми глазами.
Между грудными попадаются множество ужасных: худые и определенные черты, точно у взрослых; старческие морщины от носа к углам губ; совершенно разумные большие и впавшие глаза; губы тоненькие, как лист бумаги. У этих — детей уже не будет…» (Неделя. № 25. 1886 // https://regnum.ru/news/society).

Отношение к рабочим в России изменилось только при советской власти. Никогда прежде в истории, и ни в какой другой стране рабочий человек не пользовался таким уважением к себе, как это было в СССР.

Идут хозяева земли, идет рабочий класс! (Советский плакат)
Идут хозяева земли, идет рабочий класс! (Советский плакат)

  • В советское время о рабочем классе постоянно писали в газетах, книгах, о нем ставились фильмы и слагались песни. Нет на свете выше звания, чем Рабочий Человек — строчки из советской песни.

  • Само название государства — Советский Союз — произошло от названия первых выборных политических организаций рабочих, возникших в ходе революции 1905—1907 гг., которые они сами и создавали: Советы рабочих депутатов. В период Февральской революции 1917 года они стали преобразовываться в органы революционной власти. Основным лозунгом Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года стал лозунг «Вся власть Советам!», а первое государство рабочих и крестьян стало республикой Советов — Советским Союзом.

В Советском государстве за выдающийся вклад в развитие страны было учреждено почетное звание Героя Социалистического Труда — высшей степени отличия, наряду со званием Героя Советского Союза, учрежденного в СССР Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года. Из 21 тыс. Героев Социалистического труда 12,4 тыс. — это работники сельского хозяйства, 4,8 тыс. — рабочие, 600 — ученые, 100 — военные, 5 — сотрудники МВД и госбезопасности. Остальные — деятели культуры и искусства.

Вот биография Дважды Героя Социалистического Труда В. Н. Голубевой, которая начинала с ткачихи на фабрике г. Иванова, а закончила генеральным директором Ивановского производственного хлопчатобумажного объединения.
В своей профессиональной деятельности ее судьба схожа с судьбой героини фильма "Москва слезам не верит". Они обе начинали свой жизненный путь как простые работницы, а затем на своих предприятиях стали их директорами.
В. Н. Голубева. Дважды Герой Социалистического Труда
В. Н. Голубева. Дважды Герой Социалистического Труда

В. Н. Голубева родилась 9 марта 1949 года в селе Назарово Новосибирской области. В 1966 году поступила в профессионально-техническое училище № 10 в городе Шуя Ивановской области и выучилась на ткачиху, а в 1978 году окончила Ивановский хлопчатобумажный техникум.

С 1967 года работала ткачихой на Ивановском камвольном комбинате имени В. И. Ленина. Начав работать простой ткачихой, с первых дней стала перевыполнять положенную на работе норму по обслуживанию ткацких станков. Вместо 6 она вначале обслуживала 22, потом 28, а затем и 30 ткацких станков.

20 июля 1977 года выполнила своё первое пятилетнее задание в десятом пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1976-1980). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1977 года за досрочное выполнение личного задания десятой пятилетки и за достижение наивысшей в отрасли производительности труда В. Н.

Голубевой было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». За четыре года одиннадцатого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР (1981-1985) Валентина Николаевна выполнила свыше двадцати годовых норм.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1984 года за достижение выдающихся успехов в повышении производительности труда, большой личный вклад в увеличении производства товаров народного потребления и проявленный трудовой героизм В. Н. Голубева награждена орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот». В 1985 году она заочно окончила Ивановский государственный текстильный институт, а затем — Академию общественных наук при ЦК КПСС. С 1986 года она стала директором Ивановской ткацкой фабрики имени С. М. Кирова, а с 1987 года — генеральным директором Ивановского производственного хлопчатобумажного объединения.

В 1987-2002 годах — она уже генеральный директор Большой Ивановской мануфактуры. Валентина Николаевна награждена 2 орденами Ленина, орденом Трудовой Славы 3-й степени, медалями.

Она Лауреат Государственной премии СССР (1979) и премии Ленинского комсомола. Вопреки традиции, бронзовый бюст дважды Героя Социалистического Труда В. Н. Голубевой был сооружён в 1986 году не на родине, а в городе Иваново (на проспекте Ленина).

В 1990 году в период кампании по дегероизации труда под давлением «сверху» Валентину Николаевну вынудили написать заявление с просьбой о демонтаже её бронзового бюста. Просьба была «удовлетворена» Указом Президента СССР от 12 ноября 1990 года.

  • В 1991 году в новой России либеральным правительством и вовсе было отменено звание Героя Социалистического труда, а в 1993 году была вычеркнута из Конституции фраза — "Уважение к труду".

Теперь об оплате рабочих в СССР. У рабочих в советские времена была хорошая зарплата. Их заработок был выше, чем, к примеру, у другого заводского персонала.

Едва ли директор предприятия намного больше получал, чем рабочий высокого разряда. По воспоминанию одного из директоров промышленного предприятия его оклад как директора был равен 320 рублей, рабочие — специалисты 6–7-го разряда зарабатывали до 300 рублей в месяц.

Если учесть, что минимальная зарплата в СССР, начиная с 1977 года, была 70 рублей в месяц, то у рабочих были действительно высокие зарплаты. Такой вопиющей разницы между доходами рабочих на современных предприятиях и их владельцев или директоров, сложившейся с появлением частного капитала после разрушения СССР, при социализме не было.

Кроме основной месячной зарплаты рабочие также получали поквартальные и другие премии. Размер стандартной премии был установлен в диапазоне 20-40 % оклада. Поощрительные выплаты могли достигать и 100 %.

У рабочих была полная возможность без отрыва от производства повышать свое образование. Имея среднее образование, получение которого в СССР было обязательным, и приобретя высшее без отрыва от производства, рабочий имел возможность карьерного роста вплоть до должности начальника цеха, главного технолога и даже директора предприятия.

Вопреки современным представлениям, повсеместного пьянства среди рабочих не было. В Советском Союзе с алкоголизмом строго боролись: увольняли по статье, выносили инцидент на обсуждение коллектива, принудительно лечили в ЛТП. За распитие спиртного на производстве (на рабочих местах) наказывали штрафом от 30 до 50 рублей. По тем временам это была приличная сумма.

Советский плакат против пьянства
Советский плакат против пьянства

  • В отличие от отношения к труду современных людей, живущих при частном капитале и рыночной экономике, отношение людей к труду при социализме было другим. "Главным результатом труда было появление в сознании человека ощущения «мы» и прочно связанного с ним ощущения «наше».

  • /.../Причем понятие «наше» выходило далеко за рамки собственно личного — оно простиралось до масштабов государства. /.../Мое» в этом контексте — это не указание на правовую принадлежность, а обозначение того пространства, которое стало родным, близким, отраженным в индивидуальном сознании личности (А. В. Репринцев, докт. пед.

  • наук, // https://cyberleninka.ru). Для советского человека «мое» и «наше» неразделимы. Именно эта внутренняя идентификация себя с «мы» позволяла советскому человеку с гордостью говорить: "Я советский человек!".

В новой России почетное звание Героя труда, упраздненное либеральным правительством, все-таки учредили вновь в 2013 году, которое стало называться: "Звание Героя Труда Российской Федерации".

Всенародная нелюбовь и презрение к тунеядцам в СССР

Труд в СССР был не только правом граждан, но и обязанностью. Если в странах капитала человек мог и не трудиться, живя жизнью рантье, то в СССР каждый на жизнь себе и своей семье обязан был зарабатывать своим трудом.
Трудоспособных взрослых людей, уклоняющихся от работы, в СССР называли тунеядцами. 4 мая 1961 года на основании ст.
12 Конституции СССР Президиум Верховного Совета РСФСР был принят указ «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». По этой статье лица, не желающие выполнять важнейшую конституционную обязанность — трудиться и потому ведущие паразитический образ жизни, по решению народного суда подвергались выселению на срок от 2 до 5 лет. Под указ попадали все граждане, не работающие больше 4 месяцев подряд или в течение года.
Кадр из известного советского фильма: «Тунеядцы на исправительных работах»
Кадр из известного советского фильма: «Тунеядцы на исправительных работах»

Сегодня за этот закон о тунеядстве принято критиковать социалистический строй. Но при социализме человек жил не только за счет лично им получаемой заработной платы.

Она была, образно говоря, только видимой частью айсберга. Тогда как большую часть доходов советских граждан составляли выплаты, льготы, дотации, которые они получали из общественных фондов потребления.

Причем, при полном равенстве людей при социализме право на их получение имели все. Сюда входило бесплатное предоставление жилья, дотации на городской транспорт, на хлеб, молоко, картофель, другие овощи и продукты, за которые сегодня людям приходится платить полную цену.

Каждому человеку в СССР была гарантирована бесплатная медицина, практически бесплатным было лечение в санаториях, а также материальное обеспечение в старости. Бесплатным было и образование, начиная с начальной и средней школы и вплоть до всех ступеней высшего образования.

Большую часть расходов, связанных с материальными затратами на детей и их воспитание и образование, государство также брало на себя. На дотации государства была вся детская одежда, обувь, детские книги, игрушки, отдых детей в пионерских лагерях и детских санаториях.

Практически бесплатным было также содержание детей в детских садах и яслях, а также в группах продленного дня в школе. Квартплата в СССР была одной из самых низких в мире.

Стоимость билетов на все виды общественного транспорта, в том числе на поезда и самолеты, была недорогой и доступна практически любой категории граждан СССР. Людям при социализме, к примеру, ничего не стоило полететь на самолете из Сахалина в Москву — было бы наличие билетов. Сегодня некоторые люди Дальнего Востока из-за дороговизны полетов на самолете никогда не были в столице своего государства — Москве.

  • Государство также было озабочено удовлетворением советских граждан в их культурно-духовных потребностях. Любые учреждения культуры: музеи, кинотеатры, театры по стоимости своих входных билетов были доступны каждому человеку.

  • При социализме людям, которые хотели бы не просто посетить столицу, а только посмотреть новую постановку балета в Большом театре или побывать на открытии новой выставки в Эрмитаже, ничего не стоило прилететь из самой далекой точки необъятной страны в Москву или Ленинград. Бесплатными для людей были посещения спортивных секций, а для школьников — кружки и занятия по интересам в Домах пионеров или Домах культуры.

Государственная социально-экономическая поддержка была обращена на всех без исключения советских граждан. Но потребляя на равных многие блага, которые предоставляло Советское государство жителям страны, все ее взрослое трудоспособное население обязано было трудиться.

"Кто не работает, тот не ест" — записано в советской Конституции в статье о Праве советских граждан на труд. Поэтому тунеядцев, казнокрадов, спекулянтов, живущих на нетрудовые доходы, в СССР судили и подвергали наказанию.

«Кто не работает, тот не ест!» (советский плакат)
«Кто не работает, тот не ест!» (советский плакат)

Сегодня у нас любят вспоминать о поэте И. Бродском, будущем лауреате Нобелевской премии, осужденном за тунеядство и сосланном на работу на Север. Но это было и неудивительным.
При доступном каждому в Советском Союзе образовании молодой Бродский закончил всего лишь 8 классов школы, работал на случайных работах рабочим с перерывами и практически еще не печатался. По принятому тогда законодательству СССР он по всем параметрам попадал в ранг тунеядцев.

А у всех ли знаменитых писателей начало жизненного пути было благополучным? В стране "равных возможностей" — США (читайте «Когда украинец становится братом русскому. Часть II. Что мешает выходцам из стран СНГ до конца интегрироваться в западный мир?») будущий прославленный писатель Джек Лондон в молодости за участие в походе безработных на Вашингтон был осужден за бродяжничество и посажен в тюрьму. Нелегким было и детство писателя.

Из-за тяжелого материального положения его семьи он вынужден был продавать утренние и вечерние газеты, по выходным подрабатывал в кегельбане, расставляя кегли, а также уборщиком пивных павильонов в парке. По окончании начальной школы, в возрасте четырнадцати лет, он пошел работать на консервную фабрику рабочим, где работа, по его словам, была просто каторжной.

  • Борьба с тунеядством в новой России закончилась в 1991 году вместе с появлением частного капитала и рыночной экономики. Также был отменен закон об уголовной ответственности за тунеядство в силу того, что вместе с рыночной экономикой в Россию пришла и безработица, а потому в стране появилось слишком много людей без вины виноватых, которые могли бы попасть под этот закон. Кроме того, в стране появились и рантье.

Наряду с ними в новом российском обществе появилось и довольно большое число разных мошенников. Особенно печально, что мошенничеством стали заниматься и дети.

Так, например, если в советские времена пионеры-тимуровцы оказывали безвозмездную помощь одиноким пожилым людям (ходили в магазин и покупали им продукты, убирали квартиры и выносили мусор, даже готовили обеды), то современные детишки под видом тимуровцев, взяв у пожилых людей деньги на продукты, больше к ним не возвращались. Одним из самых циничных видов мошенничества у молодежи стала кража орденов и медалей у ветеранов Великой отечественной войны.

Сегодня оказаться обманутыми граждане могут где угодно: на улице, в транспорте, и даже дома, сидя перед компьютером. С приходом частного капитала стали также более разнообразными виды и сферы приложения мошенничества, особенно в практиках частного бизнеса.

Почему при социализме «молодым везде у нас дорога», а при капитализме они становятся первой жертвой безработицы?

Советские люди не знали, что такое безработица — бич общества с рыночной экономикой. В плановой экономике проблем безработицы не существовало, в том числе и для молодёжи. Независимо от выбранной профессии любой выпускник ПТУ, техникума или вуза в обязательном порядке был трудоустроен по своей специальности.

  • Работающий по распределению на любом предприятии или в другом учреждении выпускник имел особый юридический статус «молодого специалиста». А это означало, что такого работника не только нельзя было уволить, а, наоборот, всячески содействовать его обучению на первом его рабочем месте по специальности. К нему, как правило, был прикреплен наставник, помогающий ему овладеть навыками своей первой работы и получить свой первый трудовой опыт.

По закону молодые специалисты имели право на внеочередное получение жилья, что закреплялось в специальной графе направления на работу, выдававшегося вузом: «с жильем» или «без жилья». В том случае, если специалист распределялся «с жильем», по приезду его обязаны были обеспечить общежитием, квартирой или выделить ему пособие на аренду жилья. Молодые специалисты получали льготы в устройстве детей в детские дошкольные учреждения и другие социальные гарантии.

С безработицей россияне (читайте «Объединяющая народы ВОВ») впервые столкнулись в период появления частного капитала после крушения СССР, когда система планового производства заменилась на рыночную. Государства с рыночной системой не способны обеспечивать всех своих граждан работой, рыночная система этого себе не может позволить.

Для многих бывших советских людей, особенно в 90-е годы, безработица стала едва ли не главной бедой. Без работы, без получения постоянной заработанной платы невозможно прокормить уже ни себя, ни семью, ни оплачивать, а тем более приобретать жилище.

  • Но потеря работы человеком, тем более работы, связанной с его профессиональными интересами, не только лишают его материальных доходов, но и возможности реализовать себя в избранном виде деятельности. В этой связи еще раз приведем слова Платона о том, что "справедливым обществом является только то, где каждый отдельно взятый человек в полной мере может реализовать данные ему от природы способности".

Самореализация личности, которая в первую очередь осуществляется в профессиональной деятельности человека, при потере работы или вынужденной ее замены на другую, менее квалифицированную, осуществиться уже не может. В результате начинают угасать интеллектуальные и духовные потенции человека, появляются чувство безысходности, подавленности, страха или, наоборот, озлобленность и агрессия.

Все эти сильные эмоциональные переживания в конечном итоге ведут к потере смысла общественной и личностной активности. Поскольку в системе рыночной экономики безработица может коснуться практически каждого, избежавшие увольнения сегодня также зачастую не могут избавиться от страха, потому что завтра могут уволить и их.

Боясь потерять работу, которая является для них единственным источником доходов, они начинают терпеть любое посягательство работодателя на их человеческое достоинство и даже подвергаться произволу и насилию. Когда-то советские люди смотрели замечательный французский (читайте «Красный май 1968 год») фильм "Игрушка" — о человеке, который под угрозой безработицы согласился стать живой игрушкой для деспотичного сына хозяина. Сегодня из-за страха потерять работу люди нередко становятся игрушкой в руках частных владельцев предприятий и фирм.

Кадр из французского фильма «Игрушка»
Кадр из французского фильма «Игрушка»

Но особенно остро стоит вопрос о безработице среди молодежи до 30 лет. Около трети безработных — это молодые люди.
Почти 25 % безработных молодых людей — выпускники вузов. Это связано с тем, что работодателю необходим работник с опытом, которого еще не может быть у человека, только что закончившего учебу.
В результате молодым людям сложно войти на рынок труда. Одно дело — подработка в период учебы, например, официантом, совсем другое — найти первую работу по специальности.
В рыночной экономике главная цель — получить как можно большую прибыль, а потому нужны работники, способствующие ее получению. Частные предприниматели благотворительностью (если, конечно, она не является источником той же прибыли) не занимаются.

Безусловно, каждое государство принимает какие-то меры против безработицы. Молодым людям, так и не нашедшим работу по специальности, предлагают переучиваться, находить другие работы уже не по их прямой специальности или временную работу. Но только решают ли эти меры проблемы молодых людей, вынужденных из-за безработицы устраиваться на другую работу, далекую от избранной им профессии, и тем самым ломать свою жизнь?

  • "Высокий показатель безработицы среди молодых людей — это колоссальная потеря, — пишет генеральный директор Международной организации труда ООН Гай Райдер. — Впустую расходуется их энергия и невостребованные таланты, а это крайне разрушительно для самих людей и для общества в целом" (zn.ua).

Как здесь опять не вспомнить изречение Платона о справедливом обществе, которым является только такое общество, где каждый отдельно взятый человек в полной мере может реализовать данные ему от природы способности? Особенно это касается молодых людей, которые находятся в процессе созревания своей личности, как в профессиональном плане, так и в общечеловеческом. Советское общество делало все, чтобы молодым людям не только дать образование, но и трудоустроить любого выпускника учебного заведения: из ПТУ, техникума или вуза на работу по избранной им специальности. Как тогда говорили в СССР (читайте «Коммунисты — вперед!») — дать им путевку в жизнь.

Интересно отметить, что сегодня многие молодые люди, живя в обществе с рыночной экономикой, часто выбирают профессию уже не по собственным интересам, а по тем материальным доходам, которая может дать ему его будущая работа. При социализме это не имело особого значения в силу того, что зарплаты советских людей хотя и были различными, но не в десятки или в сотни и даже в тысячи раз, как это происходит сегодня.
Жизненный успех для некоторой части современного поколения молодых людей видится только в материальном благополучии. А потому ими сегодня выбираются так называемые "денежные" профессии: финансиста, юриста, менеджера и т. п. Все это чревато тем, что из-за погони за материальным достатком молодой человек может приобрести все богатства мира, но потерять себя, так никогда и не раскрыв данные ему от природы способности и таланты.

В современном мире также находятся люди, тоже из числа молодых, которые, не найдя работу по избранной профессии, предпочитают вообще не работать и жить на социальные пособия по безработице. Так, к примеру, живет часть западной молодежи, где пособие по безработице достигает примерно 60 % среднего уровня заработной платы и способно удовлетворить самые необходимые потребности человека. Постоянно жить на пособие возможно в том случае, если периодически подыскивать себе на короткий срок мало оплачиваемую работу, затем "потерять" ее, чтобы вновь получить пособие по безработице.

  • Но все-таки человек так устроен, что не может уж вовсе ничем не заниматься, ибо безделье также утомительно, как и нудная, неинтересная для индивида работа. Одним из видов деятельности для молодых людей, не обремененных трудом, как заявляют социологи, сегодня стала...

  • протестная деятельность, которая для них из формы политической борьбы стала формой модного досуга, органично войдя в сферу их молодежной субкультуры. По большому счету им все равно: устраивается ли та или иная протестная акция ради защиты экологии планеты или протест направлен против глобализации мира — главное для молодых бунтарей сам факт участия в них.

На любом устраиваемом протестном мероприятии эти молодые люди готовы защищать все человечество от творимого беззакония, бороться за попираемые права и свободу людей самой отдаленной от них страны, но при этом не делать никакой попытки как-то устроить свою собственную жизнь.

Во многом на этих молодых бунтарей похожа и некоторая часть наших молодых людей, но только они живут не за счет пособий от государства, а за счет родителей. Не слишком обременяя себя учебой, как правило, на платном отделении вуза, которую оплачивают их родители, а часто и вовсе нигде не учатся и не работают, они сегодня также, как их сверстники на Западе, становятся постоянными завсегдатаями многих протестных акций.
Протестные акции современной молодежи как одна из форм молодежной субкультуры
Протестные акции современной молодежи как одна из форм молодежной субкультуры

Именно подобная социально незрелая молодежь используется сегодня для осуществления многочисленных цветных революций по всему миру. Зрелость же человека проявляется в первую очередь в ответственности за все, что он совершает. Для молодого человека, только начинающего свой жизненный путь, ответственность состоит прежде всего в выборе своей профессиональной деятельности, от которого во многом зависит его собственное будущее.

  • Сегодня много спорят о социализме, о Советском Союзе. Но то, что молодые люди в стране Советов имели равный доступ к образованию от среднего до высшего, полностью бесплатного, а после окончания учебы государство каждого выпускника обеспечивало работой по избранной им специальности — это бесспорное достоинство жизни советских людей, живущих в СССР.

Чувство истории у русских связано с нашими великими историческими победами...