Как властолюбие и тщеславие Филарета вели к расколу украинскую церковь

Как властолюбие и тщеславие Филарета вели к расколу украинскую церковь

О том, как тщеславное стремление украинского церковного деятеля Филарета любой ценой достичь патриаршего сана, послужило расколу православной церкви на Украине и превратило его в ярого националиста и радикального экстремиста.

Автор Елена Ефимова

История церковного раскола на Украине XXI века напрямую связана с деятелем православной церкви – Филаретом (в миру – М. А. Денисенко). За 90-более лет своей жизни ему удалось прожить в разные по своим политическим, идеологическим и ценностным установкам эпохи: в советское время, в перестроечной России после крушения СССР и в независимой Украине в разгар ее пещерного национализма и враждебного отношения ко всему русскому. Однако Филарет всегда и везде легко приживался, становился своим человеком, постоянно поднимаясь по церковной карьерной лестнице. К началу 90-х Филарет стал одним из влиятельнейших лиц в Русской православной церкви. После кончины патриарха Пимена в 1990 году он стал одним из претендентов на место Московского патриарха и всея Руси. Однако тогда Филарет проиграл выборы Алексию II. Именно после того, когда он не получил сана патриарха Русской православной церкви, он становится активным сторонником независимости украинской церкви от российской и борцом за получение ею автокефалии, предуготовляя себе, таким образом, место патриарха Киевского и всея Украины.

Человек-хамелеон, или трансформации обличий церковнослужителя Филарета в зависимости от политической конъюнктуры

Родившийся в советское время в Донбассе, в семье простого шахтера, защищавшего Родину и погибшего в годы войны, Филарет с первых своих шагов на церковном поприще открыто разделял советские взгляды и пока существовал СССР никогда этого не скрывал. Став ректором Киевской семинарии, в своих выступлениях перед семинаристами молодой богослов любил подчеркивать свою лояльность по отношению к советской власти и не скрывал своей благодарности за все, что она для него сделала:

"Я сын шахтера, стал архимандритом и ректором. При какой другой власти это могло бы случиться?"

Строптивых семинаристов, критикующих советские порядки, он поучал:

"Под чьим небом вы живете? Чей хлеб едите? По чьей земле ходите? Вы неблагодарные, вас Советская власть учит".

Студентов, недовольных жизнью в СССР, Филарет безжалостно исключал из семинарии.

Советской власти Филарет действительно многим был обязан. Именно в советское время он сделал блестящую церковную карьеру. Окончил Одесскую духовную семинарию. После окончания его для продолжения образования сразу же направили в Московскую духовную академию, где он принял монашеский постриг. Сразу после выпуска из академии он получает первую должность – преподавателя Московской духовной семинарии в Троице-Сергиевой лавре. Затем его переводят на должность исполняющего обязанность смотрителя Патриарших покоев в лавре при патриархе Алексии I. В сане игумена его назначают инспектором Саратовской духовной семинарии. Через год в возрасте 30 лет он становится инспектором Киевской духовной семинарии, а затем и её ректором. В 1960 году его назначают управляющим делами Украинского экзархата РПЦ. С мая 1961 года он становится настоятелем подворья РПЦ при Александрийском патриархате в Египте. Затем он был назначен управляющим Рижской епархией, через год получил в управление Среднеевропейский экзархат, стал епископом Венским и Австрийским. По возвращении в Москву он становится ректором Московской духовной академии и семинарии. И уже свершив столь головокружительное восхождение по церковной лестнице, его назначают на высокий пост – экзарха Украины. Имя экзарха возглашается на богослужении во всех храмах экзархата следом за именем патриарха. Таким образом, советская власть его ничем не обидела, а Российская православная церковь беспрепятственно продвигала Филарета в его служебной церковной деятельности.

Филарет, экзарх Украины, 1967 г.
Филарет, экзарх Украины, 1967 г.

В период перестройки, в 1990 году, когда умер Патриарх Пимен, именно Филарет стал патриаршим местоблюстителем, т.е. временно исполняющим обязанности Патриарха как предстоятеля Русской православной церкви. В период местоблюстительства, не сомневаясь в том, что у него достаточно влияния для того, чтобы победить на выборах нового главы Русской церкви, Филарет, для укрепления собственного имиджа, начал активно выступать с критикой против сторонников автокефалии, которые на фоне развала СССР заметно активизировались на Украине.

"Говорят, нам нужна украинская Церковь, – пишет в это время Филарет. – Но в такой постановке есть очевидный умысел. Русской наша Церковь стала называться еще со времен князя Владимира, то есть со времен, когда еще не было отдельно ни украинцев, ни белорусов, ни россиян. Уже 1000 лет она носит это название. Сейчас к ней относятся и эстонцы, и латыши, и мордва, и молдаване, и другие… Церковь многонациональная и название имеет то, которое получила еще во времена Киевской Руси (газета «Советская Украина» от 9 мая 1989 г.)

Слушая сегодня как "Патриарх" Филарет рассказывает о своей любви к Украине (с трудом подбирая украинские слова) хочется вспомнить его знаменитые фразы в бытность настоящим митрополитом (https://ruskline.ru/opp/2016/mart/19).

На предложение сторонников автокефалии о том, чтобы Церковь на Украине называлась "Украинская Православная Церковь", предлагаемое ими в 1989 году, Филарет ответил: "Никогда Украинской Церкви не было, нет и не будет!"

Автокефалов он называл "силами ада", все их действия "кознями бесовскими", а саму УАПЦ (Украинскую автокефальную церковь) – "канализацией, куда текут все нечистоты".

Когда УАПЦ подняла вопрос о переходе с церковно-славянского языка богослужений на украинский, Филарет сказал: "Мы не должны идти на поводу у этих руховцев, и вообще украинского языка не существует, а есть лишь польско-жидовский гибрид".

Но как не усердствовал Филарет в своей верности Русской православной церкви, Патриархом Московским и всея Руси он так и не стал. Члены Поместного собора Русской православной церкви тайным голосованием выбрали новым патриархом Алексия II. Для него это поражение стало сильнейшим ударом.

Именно после того, когда Филарет так и не стал Патриархом Русской церкви, по-видимому, в нем стало нарастать и с каждым днем увеличиваться чувство мщения самого низменного порядка. Вернувшись в Киев, он резко переметнулся в стан сторонников украинской автокефалии и стал активно заниматься созданием "Поместной православной церкви Киевского патриархата", которую он хотел возглавить в качестве патриарха Киевского и всея Украины. По этой причине он не только перестал клеймить сторонников автокефалии украинской церкви, но стал завязывать с ними и с украинскими националистами экстремистского толка самые тесные отношения.

Все, что раньше в священнослужителе Филарете пряталось под благостной личиной церковного священника, стало выходить наружу: чрезмерное властолюбие, непомерное тщеславие и гордыня, приправленные предательством и ложью.

Как известно, тщеславие и гордыня, по Библии, является одним из смертных грехов.

"Властолюбие, – пишет в своих воспоминаниях о Филарете Антоний, митрополит Черниговский и Нежинский, – ставит человека на путь, который не ведет к раю, а ведет к аду. К сожалению, эта духовная болезнь была присуща бывшему экзарху Филарету. Он питал надежду быть патриархом всея Руси. /.../Филарет из трех кандидатов набрал наименьшее число голосов. /.../И тогда, я думаю, большая обида на весь мир закипела в его сердце, и начали складываться коварные планы о другой дороге – как стать патриархом в Украине. Желание стать патриархом в Украине, единовластным хозяином в Церкви в Украине принудило его говорить об автокефалии. Подумайте, стал ли бы он говорить об автокефалии в Украине, если бы его избрали Патриархом всея Руси? Конечно, нет. Но страсть властолюбия завладела его сердцем настолько, что он начал душить всех, кто был с ним не согласен (https://www.sedmitza.ru/text/428839.html)

Раскольническая деятельность Филарета

Однако действовал Филарет осторожно и постепенно. Будучи экзархом Украинской церкви, вначале он собрал украинский епископат, а затем Синод УПЦ, который принял постановление о мерах, направленных на расширение автономии Украинского экзархата, что мотивировалось сложной религиозно-политической ситуацией на Украине. После этого этот вопрос был вынесен на обсуждение на Архиерейском соборе РПЦ 25–27 октября 1990 года. В результате на этом соборе было вынесено решение о преобразовании Украинского экзархата в Украинскую православную церковь с предоставлением ей независимости и самостоятельности. Собор также постановил, что предстоятель УПЦ избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Он носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины». 28 октября Патриарх Алексий II прибыл в Киев, чтобы торжественно объявить о независимости УПЦ. В текст Патриаршей грамоты от 27 октября 1990 года было включено благословение Филарету быть предстоятелем Украинской православной церкви.

Но это знаменательное событие было омрачено украинскими экстремистами-радикалами, свезенными в столицу из западных областей Украины. Когда патриарх Алексий II вел службу в Софийском соборе, толпы молодчиков, окруживших собор, начали скандировать: "Москаляку на гиляку!" Пытаясь же прорваться через милицейские кордоны, они избивали на своем пути всех священников и монахов (https://life.ru/p/1066096).
Именно тогда Филарет увидел в украинских националистах своих союзников. После этого события в Киевской духовной академии УПЦ прошла встреча Филарета (Денисенко) с лидерами ОУН (Организации украинских националистов) и только что сформированных отрядов УНА-УНСО (Украинская национальная ассамблея – Украинская национальная самооборона). По итогам переговоров стороны заявили о единстве идеологии украинского национализма и украинской церкви.

24 августа 1991 года Верховный Совет УССР объявил о выходе из состава СССР. Сохранившие господствующее положение в руководстве независимой Украины представители бывшей партийной номенклатуры, разделившие власть с западноукраинскими националистическими деятелями, повели страну к разрыву с Россией во всех сферах, в том числе и церковной. Первый президент независимой Украины Леонид Кравчук, бывший коммунист, занимавший ранее должность в идеологическом отделе ЦК Компартии Украины, решил добиваться создания независимой поместной украинской православной церкви, которая бы находилась вне юрисдикции Москвы. Митрополит Филарет поддержал лозунг первого президента Украины Леонида Кравчука: «В независимом государстве — независимую церковь». Новая концепция украинского православия была представлена митрополитом Филаретом на Соборе УПЦ, проходившем 1–3 ноября 1991 г. в Киево-Печерской лавре, которая единогласно принял решение о полной независимости, то есть автокефалии Украинской православной церкви, и обратился к Патриарху Алексию II и епископату РПЦ с просьбой о даровании УПЦ канонической автокефалии.
Но на московском Соборе РПЦ в апреле 1992 года почти все украинские архиереи отозвали свои подписи. Они утверждали о давлении, угрозах и запугиваниях их со стороны Филарета. На Соборе были зачитаны также обращения и телеграммы от духовенства и мирян Украины с просьбами остановить насильственно насаждаемую автокефалию УПЦ. Одновременно из регионов Украины приходили сообщения о захватах храмов, пытках и даже убийствах священников сторонниками автокефалии. Обсуждение проблемы автокефалии постепенно переросло в дискуссию об аморальном поведении митрополита Филарета и его грубых ошибках в управлении Украинской Церковью.

Заслушав все доводы сторонников и противников автокефалии, Собор перенёс рассмотрение вопроса на Поместный собор РПЦ. Подводя итог дискуссии, предстоятель РПЦ Патриарх Алексий II сказал: "Все мы в ответе за то, что происходит на Украине, но с предстоятеля Украинской Церкви спрос особый. Мы просим владыку Филарета ради блага Православия на Украине, ради нашего единства, во имя спасения Церкви на Украине уйти со своего поста и предоставить епископам Украины возможность выбрать нового предстоятеля".

Филарет, будучи обвиненным в том, что он не соответствует требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя всех православных клириков и мирян на Украине и ведет аморальный образ жизни (постриженный в монахи митрополит завел себе гражданскую жену и др.), дал архипастырское слово подать в отставку, но попросил предоставить украинскому епископату возможность провести выборы нового предстоятеля Украинской православной церкви в Киеве. Патриарх пообещал митрополиту Филарету, что тот сможет продолжить архипастырское служение на одной из кафедр Украины. Когда же со стороны украинских архиереев были высказаны сомнения по поводу того, можно ли верить словам митрополита Филарета, тот по настоянию Патриарха перед крестом и Евангелием подтвердил свое обещание сложить полномочия, как только соберётся Собор УПЦ. Он также обещал немедленно провести заседание Синода УПЦ для восстановления на своих кафедрах незаконно смещенных им епископов.

Однако, вернувшись в Киев и получив поддержку тогдашнего президента Украины Леонида Кравчука, с которым был знаком еще со времен работы последнего в идеологическом отделе ЦК Компартии Украины, Филарет собирает пресс-конференцию и объявляет о том, что все обещания он давал под давлением, поэтому никакого заявления об отставке не будет. Далее он заявил, что будет возглавлять УПЦ до конца своих дней, поскольку он "данный Богом украинскому православию". Не забыл он также упомянуть о своем, якобы, самопожертвовании ради независимости УПЦ и о происках "имперской церкви-насильницы".

Филарет. Церковь – это я!
Филарет. Церковь – это я!

Администрация президента Л. Кравчука начала оказывать всемерную поддержку действиям митрополита Филарета. Однако Филарету не поверил, в первую очередь, украинский епископат. Тем более что многие из архиереев присутствовали на Архиерейском Соборе РПЦ. Филарет после своих слов на пресс-конференции был ими объявлен клятвопреступником. Во многих приходах перестали поминать его имя во время богослужения. А некоторые епархии подали прошение о переходе под непосредственную юрисдикцию Патриарха Алексия ІІ.

Так было положено начало расколу, который все глубже поражал тело Украинской Православной Церкви.

Священный синод РПЦ дважды призывал Филарета исполнить данные перед Крестом и Евангелием обещания. Но Филарет все обращения к нему игнорировал, заручившись поддержкой некоторых радикально настроенных украинских депутатов и общественных деятелей националистического направления. После безуспешных призывов к Филарету Священный синод РПЦ поручил старейшему по хиротонии архиерею Украины митрополиту Харьковскому Никодиму (Руснаку) созвать Архиерейский собор Украинской церкви для решения вопроса дальнейшего служения митрополита Филарета. Филарет был приглашён на Собор, но приглашение проигнорировал, пытаясь оказывать давление на членов Собора, опираясь на влияние националистически настроенных политиков украинского парламента.

26 мая Филарет собрал в Киеве своих сторонников на так называемую «Всеукраинскую конференцию по защите канонических прав Украинской православной церкви». Конференция, в которой не принял участие ни один из украинских архиереев, отвергла майские решения Священного Синода РПЦ. Кроме того, небольшая группа сторонников Филарета, стремясь вовлечь в церковный конфликт на Украине Константинопольского Патриарха Варфоломея, обратилась к нему с посланием, в котором было заявлено об отвержении акта 1686 года о передаче Киевской Митрополии из юрисдикции Константинопольской церкви в ведение Московского Патриархата. Кроме того Филарет направил Патриарху Варфоломею послание, в котором обвинил Московскую Патриархию в «антиканонической деятельности» и в том, что она «фактически учинила раскол в лоне Украинской православной церкви». Филарет просил Варфоломея I принять его вместе с ближайшими помощниками под свою юрисдикцию.

На следующий день, 27 мая 1992 года, в Харькове состоялся Собор украинского епископата, на котором присутствовало восемнадцать из двадцати архиереев (митрополиты, архиепископы и епископы). На нем Филарет был смещен с должности и получил запрет на священнослужение. Собором также был избран новый митрополит УПЦ, уроженец Хмельницкой области, архиерей РПЦ митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан). Это решение было с одобрением воспринято большинством Поместных Православных Церквей мира и их Предстоятелями, которые прислали в адрес Святейшего Патриарха Алексия ІІ телеграммы с выражением поддержки решений Харьковского Собора и признания митрополита Владимира единственным законным Первоиерархом Украинской православной церкви.

Филарет, лишенный священного сана, своей отставки не признал. В этом он получил защиту у украинских властей и украинских радикалов. По приказу властей милиция совместно с членами организации УНА-УНСО не допустила делегацию представителей УПЦ в митрополичью резиденцию, которые пришли принять дела у низложенного Филарета. То же самое произошло у входа в кафедральный Владимирский собор, когда туда приехал новоизбранный предстоятель УПЦ — митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Члены УНА-УНСО перекрыли подступы к храму и забаррикадировались изнутри. Чтобы избежать кровопролития среди православных, митрополит Владимир призвал не применять силу и отправился в Киево-Печерскую Успенскую лавру, которую боевики из УНА-УНСО не смогли взять штурмом, натолкнувшись на сопротивление монахов и верующих. На стороне монахов и верующих выступило также подразделение ОМОН «Беркут», прибывшее для обороны лавры от националистов.

Государственное вмешательство в церковные дела продолжилось. Президент и новые управленцы церковными делами объявили незаконными решения харьковского Архиерейского собора УПЦ. Президиум Верховной рады Украины принял заявление, в котором харьковский Собор объявлялся не только незаконным, но и неканоническим. Таким образом, на Украине президент и Верховная рада стали напрямую вмешиваться в дела Украинской церкви. При поддержке Кравчука Филарет сохранил за собой контроль за денежными средствами УПЦ. Президент своим указом также сместил некоторых деятелей, занимавших должности по деятельности украинской церкви, заменив их сторонниками Филарета.

11 июня 1992 года состоялся Архиерейский Собор РПЦ, на котором рассмотрели все пункты обвинений, выдвинутых в Заявлении епископата УПЦ против бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета. На основании проведенного церковного судебного разбирательства были засвидетельствованы его авторитарные методы управления Украинской Церковью и Киевской епархией; образ жизни, не соответствующий требованиям канонов и бросающий тень на Церковь; клятвопреступление, выразившееся в нарушении слова, данного перед Крестом и Евангелием и вынесено было решение о смещении его с поста Митрополита Киевского и всея Украины с запрещением в служении. После голосования Собор постановил: "Извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире".
Оказавшись в полной изоляции со стороны канонического Православия, Филарет нашел для себя единственный выход — пойти на объединение с УАПЦ (Украинской автокефальной церковью, которую он ещё недавно обличал как раскольническую). 25–26 июня 1992 года он провел собрание, состоящее из нескольких епископов УАПЦ и депутатов Верховной рады Украины. Решением этого собрания церкви УПЦ и УАПЦ были упразднены, а все их имущество, финансы и средства были объявлены собственностью вновь созданной организации, названной «Украинская православная Церковь Киевского Патриархата» (УПЦ КП). Ее руководителем решено было считать проживавшего в США 94-летнего патриарха УАПЦ Мстислава (Степана Скрипника), племянника Петлюры, который с 1941 по 1944 гг. был представителем Рейхсминистерства восточных территорий при группе немецких армий «Юг» и доверенным лицом немецкого оккупационного правительства по вопросам гражданского управления. С августа 1941 г. Степан Скрипник издавал газету «Волынь», которая выпускалась в оккупированном немцами Ровно.

Вот выдержка из статьи под авторством Скрипника о результатах зимней кампании 1942 года: «На нет сошли неимоверные усилия сломать мощь тех, во главе которых Провидение поставило Великого Европейца, имя которому Адольф Гитлер. И ничего удивительного, потому что на знаменах, которые объединили в борьбе все народы Европы с азиатской Москвой, выписаны лозунги, понятные и близкие только европейцу». В 1944 году Мстислав покинул Украину и скрылся в Канаде.

18 ноября 1990 г. в Киевском соборе Святой Софии этого бывшего пособника Гитлера и доносчика, по доносам которого немцы убивали людей, борющихся против фашистов, избрали «Патриархом Киевским и всея Украины». Заместителем этого одиозного патриарха стал Филарет, отец которого погиб во время войны, защищая Родину, в том числе и Украину от немецких фашистов и их пособников, с одним из которых ныне связался его сын – Михаил Денисенко. Всей деятельностью новой неканонизированной церковью – УПЦ КП при номинальном патриархе руководил сам Филарет.

30 июня 1992 года состоялась поездка делегации УПЦ КП в Константинополь. В состав делегации вошли сам Филарет, три священнослужителя и один депутат Верховного Совета Украины. После этого по Украинскому телевидению была распространена информация о якобы возможном признании новой церкви Вселенским патриархом. Константинополь, однако, опроверг это утверждение. Константинопольский патриарх Варфоломей официально заявил, что признает только одного канонического митрополита Киевского – Владимира (Сабодана).
После смерти в 1993 году престарелого Мстислава УАПЦ вышла из союза с УПЦ КП. Патриархом УПЦ КП стал Владимир (Романюк). В конце 1993 – начале 1994 года из УПЦ КП официально вышли пять архиереев, которые выступили с покаянным обращением к украинскому народу, призывая свою бывшую паству вернуться в каноническую Церковь, "ибо Филарет и его лжецерковь ведут их к вечной погибели".

В 1995 году при невыясненных обстоятельствах умирает Владимир (Романюк). В октябре того же года Филарет (Денисенко) стал патриархом УПЦ КП, добившись, наконец, всеми правдами и неправдами давно уже вожделенный им сан патриарха.

Под его началом УПЦ КП стала, с одной стороны, организацией, находившейся в тесном союзе со всеми украинскими националистическими группировками, начавшими крушить храмы, принадлежавшие канонической церкви УПЦ МП. С другой стороны, она превратилась в бизнес-проект, ставший "крышей" для государственных чиновников.

Кроме дел, связанных с бизнесом, Филарет, чья церковь не получила канонизации среди Поместных церквей мира, активно стал заниматься раскольнической деятельностью не только у себя на Украине, но и за границей. С этой целью он неоднократно высказывал идею о создании «параллельной, самодостаточной семьи церквей» и начал вести свою деятельность в этом направлении. В православной среде канонических церквей мира эту идею Филарета, противоречащую догмату о Церкви, назвали «двуцерковной ересью».

23 февраля 1997 года по представлению епископата УПЦ МП Филарет (Денисенко) был отлучен Архиерейским собором РПЦ от церкви (сана он был лишен еще в 1992 году) и предан анафеме "за продолжение Филаретом раскольнической деятельности, распространение раскола за пределы Русской Православной Церкви, что, в частности, привело к увеличению раскола в Болгарской Православной Церкви; за принятие в "общение" раскольников из других Православных Церквей" и за многие другие преступления против Церкви и Веры.
Архиерейский Собор РПЦ постановил: "Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой, и будет ему анафема перед всем народом".

12 июня 2007 года по инициативе патриарха УПЦ КП Филарета и президента Виктора Ющенко собранный ими так называемый ІІ Всеукраинский церковно-общественный форум «За Украинскую поместную православную церковь» вновь обратился с письмом-обращением к Вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой признать Украинскую православную церковь Киевского патриархата как «Поместную и автокефальную Церковь Украины». В июле 2008 года, в преддверии визита Вселенского патриарха Варфоломея в Киев, секретариат президента Виктора Ющенко взял на себя инициативу организовать переговоры между Филаретом, патриархом Варфоломеем и патриархом Московским Алексием II, которые должны были прибыть на празднование 1020-летия Крещения Киевской Руси. Сообщалось, что украинская сторона могла предложить Варфоломею принять УПЦ (Киевского патриархата) в лоно Константинопольского патриархата на правах митрополии, для чего было необходимо аннулировать акт патриарха Дионисия IV о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату 1686 года.

Но тогда, как и прежде, патриарх Варфоломей на это не решился, и в пресс-офисе Константинопольской патриархии заявили: «Его Святейшество Варфоломей прибудет в Киев лишь для того, чтобы провести торжественную литургию совместно с патриархом Московским Алексием II и другими приглашенными на празднование Крещения Руси священнослужителями. Других целей у визита нет». В итоге Вселенский патриарх Варфоломей отказался признавать каноничность УПЦ КП, и встреча с Филаретом не состоялась.

Как и почему бывший патриарх Филарет попал в опалу своих союзников по расколу украинской церкви?

Несмотря на то, что раскольническая деятельность Филарета на Украине имела поддержку у националистически настроенного украинского правительства и украинских националистов-радикалов, все его усилия по созданию автокефальной церкви были тщетны до той поры, пока не наступил 2014 год и не случился Евромайдан. Филарет не только поддержал его, а активно "духовно окормлял его защитников".
В апреле 2018 года новый президент Украины Петр Порошенко, также как ранее Леонид Кучма и Виктор Ющенко, поддерживающий раскольническую деятельность Филарета, вновь направил Константинопольскому Патриарху Варфоломею обращение о даровании Украинской церкви автокефалии, подписанное предстоятелями УПЦ Киевского патриархата и УАПЦ. На этот раз Патриарх Варфоломей, поскольку Украину после Майдана активно поддерживал Запад во главе с всемогущим США, откликнулся на просьбу Порошенко.

Вселенскому Патриарху Варфоломею (а в своем двоедушии, изворотливости и хитрости он во многом был близок к самому Филарету) лукавства было не занимать. Несмотря на то, что по соглашению, заключенному в 2009 году между Константинопольским Патриархом Варфоломеем и Патриархом Московским и всея Руси Алексием II о том, что все процессы урегулирования "украинского вопроса" внутри православия будут осуществляться только с согласия обеих патриархатов, Варфоломей на этот раз нарушил этот договор. Пользуясь политической и экономической поддержкой западных государств и в первую очередь США, патриарх Варфоломей решил поддержать антироссийский курс украинского православия.

Томос наш!
Томос наш!

Филарет с радостью приветствовал это решение Варфоломея в подготовке к предоставлению автокефалии православной церкви на Украине, как он полагал, под его патриаршим правлением. Да только он не учел того, что Патриарх Варфоломей будет действовать так же хитро и осторожно, как когда-то действовал сам Филарет, начинавший борьбу за автокефалию украинской церкви, откалывая ее от Русской православной церкви.

Опасавшийся укоренившейся в мировом православии негативной репутации Филарета как раскольника, Варфоломей счел крайне нежелательным его избрание в качестве предстоятеля создаваемого на Украине нового церковного объединения, поскольку к такому объединению вряд ли бы присоединились архиереи УАПЦ, не говоря уже о сторонниках автокефалии из УПЦ Московского патриархата.

Тем не менее, Варфоломей, вопреки некогда наложенной РПЦ анафемы на киевского раскольника Филарета, 11 октября 2018 года созвал Синод Вселенского патриархата в Константинополе во главе с ним самим и снял с Филарета (Денисенко) анафему, наложенную на него Московским патриархатом, объявив, что признает его канонический статус как архиерея. Сам предстоятель УПЦ КП Филарет сразу же после заявления представителя Синода собрал пресс-конференцию, на которой заявил, что "был, есть и будет патриархом". Правда, он, как обычно, лгал, что эту анафему Москва провозгласила незаконно, по злобе своей к нему. С его стороны это, действительно, была прямая ложь, потому что анафему, наложенную на него Русской церковью, поддержали все другие Поместные Церкви мира. Да и сам Варфоломей, Патриарх Константинопольский, ранее неоднократно по поводу Филарета делал заявления, которые невозможно было интерпретировать иначе как признание законности акта наложения на него анафемы. Тем более, ни иерархи Константинопольского патриархата, ни епископы других православных церквей не поддерживали церковного общения ни с патриархом Филаретом, ни с другими архиереями Киевского патриархата, который тот возглавлял.

Филарет по настоянию патриарха Варфоломея был вынужден снять свою кандидатуру с выборов митрополита автокефальной православной церкви Украины, но настоял на своем, чтобы им стал его ученик Епифаний.

На Объединительном соборе митрополит Епифаний был избран главой новой украинской церкви – ПЦУ.

Но Филарет не был бы Филаретом, если бы в своем бывшем любимом некогда ученике Епифании, занявшем вместо него самую высокую должность предстоятеля ПЦУ, в дальнейшем не стал бы видеть своего врага. С каждым разом усиливающееся противостояние между митрополитом Епифанием и Филаретом вызвано было тем, что его ожидания на то, что он по-прежнему единолично будет руководить всей жизнью новой церкви, а Епифаний – только ее международной деятельностью, не оправдались. Все это сильно сказалось на его самолюбии.

Епифаний: «Ультиматумы Филарета – это унижение меня как предстоятеля ПЦУ»
Епифаний: «Ультиматумы Филарета – это унижение меня как предстоятеля ПЦУ»

6 января 2019 года Филарет не присутствовал на церемонии передачи Православной церкви Украины томоса об автокефалии, прошедшей в Стамбуле. Не было его и на интронизации митрополита Епифания, которая состоялась в Киеве 3 февраля. После получения томоса митрополит Епифаний ни разу не совершал богослужений вместе с "почетным патриархом" Филаретом. Впрочем, за несколько месяцев с патриархом Филаретом не служил службы никто и из иерархов Константинопольского патриархата. Таким образом, несмотря на каноническую реабилитацию Филарета Вселенским патриархом Варфоломеем, иерархи Вселенского патриархата продолжали воздерживаться от контактов с ним, как и сам Варфоломей. "Мавр сделал свое дело, мавр больше не нужен!"

Такого не мог стерпеть честолюбивый Филарет, бывший патриарх ПЦУ КП. В скором времени он начал критиковать факт получения томоса от Константинопольской церкви. С его стороны это было актом мести уже Вселенскому Патриарху Варфоломею. В эксклюзивном интервью телеканалу «Настоящее Время» (созданному "Радио Свобода", финансируемому с помощью грантов Конгресса США, а также при участии "Голоса Америки") Филарет заявил, что ПЦУ с получением томоса не обрела желаемой независимости. По словам Филарета, участники Объединительного собора не знали содержание томоса:

«Если бы мы знали содержание этого томоса, то мы не согласились бы на такой томос», потому что томос «ставит нас почти в такую же зависимость, в которой находится Украинская православная церковь Московского патриархата»: «По названию мы — автокефальная, а на деле мы зависимая от Константинопольского патриархата церковь» (https. ru /org. wiki).

Филарет также заявил, что не намерен соблюдать условия, содержащиеся в томосе об автокефалии:

«Не будем выполнять условие томоса по переходу заграничных приходов бывшей УПЦ КП в состав Константинопольского патриархата, отказываемся от запрета варить миро и отказываемся решать конфликтные ситуации внутреннего характера исключительно по согласованию с Фанаром (https. ru /org. wiki).

В этом с Филаретом можно согласиться, потому что Поместная церковь Украины, согласно томосу, полученному в Константинополе, является по существу не новой автокефальной церковью, а митрополией Константинопольского патриархата с расширенными правами автономии. По сути, у киевской церкви появился постоянный контролер. Кроме того, экспансия Константинополя воплотилась в переподчинении зарубежных приходов Киевского патриархата себе и в создании своего экзархата с центром в Киеве, чтобы быть всегда рядом для контроля.

А что касается объединение украинцев в одной церкви, о котором говорил Варфоломей, оно стало еще более иллюзорным, чем до появления томоса. Большинство прихожан по-прежнему ходит в церкви УПЦ МП, несмотря на гонения на Украине этой церкви.

Что же касается самого Филарета, то в конечном итоге Синод ПЦУ лишил Филарета права управления Киевской епархией, а соответственно и контроля над местными храмами и монастырями и постановил принять в непосредственное подчинение предстоятелю ПЦУ Епифанию все монастыри, храмы Киева и церковных иерархов, которые до этого подчинялись Филарету.

***

И как резюме. Вавилонская башня, изображенная на картине фламандского художника Питера Брейгеля, репродукция которой является своеобразным эпиграфом к статье о Филарете, размещена не случайно. Вавилонская башня, по Библии, так и не была завершена. Гордый замысел людей, замешанный на тщеславном желании вознестись до самых небес, не угоден был Богу. При взгляде на эту картину вспоминается выразительное слово из религиозно-философских трактатов Отцов Церкви – БОГООСТАВЛЕННОСТЬ. По сути, путь украинского пастыря Филарета, для которого личные амбиции были выше, чем служение церкви, его тщеславное стремление любой ценой, даже путем церковного раскола, добраться до самой вершины своей карьерной лестницы, патриаршего сана, – это и есть разрушенная Вавилонская башня церковнослужителя Филарета.

Раскол церкви на Украине — путь к национальным распрям и войнам