2019-11-20 20:27:42

Как в современном мире взрослые манипулируют молодежью и подростками, часть 2. Манипуляции в странах Запада.

Как в современном мире взрослые манипулируют молодежью и подростками, часть 2. Манипуляции в странах Запада.

Немецкий философ Ф. Ницше ввел в научный оборот такие понятия, как дионисийское и аполлоническое. Дионисийское – это сфера бессознательного, стихийного начала человека, его прирожденные инстинкты, которые человеку даны от природы и то, что его роднит с природой, с животным миром.

Автор Ольга Таланцева

Не забудьте прочесть первую часть.

Аполлоническое – это приобретенное им от культуры посредством образования и воспитания. Баланс дионисийского и аполлонического в человеке делает его гармонической личностью. Но аполлоническое начало в человеке, в отличие от дионисийского, требует колоссальных затрат и колоссального напряжения от самого человека и общества в целом, причем затрат, длительных по времени.

В нашем обиходе существует такое выражение, как ухоженный ребенок, т.е. одетый, обутый, сытый и чистенький. Такой ребенок в социуме считается благополучным, что справедливо. А дальше начинается полное огромных трудов воспитание, т.е. аполлоническое оформление ребенка в интеллектуальном, духовном, творческом, нравственном плане. Это действительно очень трудный, сложный, длительный и материально затратный процесс. По сути, оформление аполлонического в человеке и делает его человеческим существом, претворяя, к примеру, чисто природное его начало, как секс, в такое чисто человеческое чувство, как любовь, которая отнюдь не лишена секса, но сверх меры наделена тем, что дает человеку безмерное счастье, которое не способен дать голый секс, лишенный любви, к каким бы самым изобретательным способам секса человек не прибегал. То же самое чувство дает человеку творчество, у которого также две стороны – дионисийское с его мощной энергетикой бессознательного, и аполлоническое, наполняющее плод творчества духовными и интеллектуальными качествами.

В современном мире чрезмерно культивируется в человеке именно дионисийское, биологическое начало – природное существо в своих приземленных природных инстинктах. Несмотря на то, что на протяжении многих веков человек как раз и стремился освободить себя из природного плена, развивая себя интеллектуально и духовно, сегодня вся система культуры и воспитания возвращает его в плен природных инстинктов.
Западный человек начинает ценить в себе весьма усеченную культурность, выражаемую в бытовой комфортности да в каких-то остаточных элементах традиционной европейской воспитанности, т.е. ценить элементы чисто внешней культуры. Что касается глубокой внутренней культурности, к которой некогда стремились европейцы, то раскрепощенные либеральными свободами европейские индивидуумы стремятся сегодня к культурным развлечениям сугубо телесно-потребительского характера. Именно подобного рода развлечения поставляет шоу-бизнес, телевидение, кинематограф, различные телесные практики и т.п.

Но трагичнее всего, что во все это втянуты дети, подростки и юношество. До ХХ века сами жизненные обстоятельства: не очень долгая продолжительность жизни человека, тяжелые материальные и социальные условия, в которых жила большая часть населения мира, – приводили к быстрому взрослению детей и раннему переходу их к взрослой жизни. Их довольно рано приобщали к трудовой деятельности и семейной жизни. Поэтому подростки и молодежь очень быстро вливались в общую жизнь и становились ее органичной частью.
Все резко поменялось в ХХ веке в связи с появлением новых технологий, новых условий труда и резким улучшением материальной жизни людей. Период взросления человека, связанный с массовым приобщением детей к образованию и продолжительным периодом их обучения, резко увеличился. Длительное взросление и связанное с этим длительное иждивенчество молодежи стало причиной появления такого нового социального явления, как молодежная культура со своей системой ценностей и нормами поведения, формами общения, отличной от культуры взрослых. Известный психолог Г. С. Холл в одной из своих книг по психологии даже заговорил о потенциальной силе и опасности молодого поколения, так как некоторые формы новой молодежной культуры стали принимать асоциальные, агрессивные и даже криминальные формы. После появления такого молодежного явления, как хиппи, а вслед за ними других молодежных контркультур: панков, скинхедов, сатанистов и других, резко отрицающих существующие культурные и моральные нормы своих родителей, взрослое сообщество забеспокоилось и стало искать способы обезвреживания и отвлечения подростков и молодежи от крайне деструктивных форм их поведения. С этой целью стали искаться средства, с помощью которых можно было бы как-то обуздать и ввести разбушевавшуюся подростковую стихийную свободу в какое-то управляемое русло.

Втягивание подростков в ранние сексуальные отношения

На первом месте здесь оказалась эксплуатация такого природного инстинкта, как влечение к противоположному полу. У подростков, физическая зрелость которых наступает гораздо раньше, чем зрелость духовная и социальная, сексуальные влечения в прошлом отшлифовывались культурой и претворялись в такое явление, как первая юношеская любовь. Сильное воздействие здесь оказывали классическая художественная литература и искусство, да и собственный пример родителей. В гиперсексуализированном современном обществе юношеская любовь заместилась "технологическим сексом". Немалую роль в этом сыграла современная массовая культура. Секс между подростками, построенный на примитивных формах межполовых отношений, зачастую становится у них источником цинизма и неуважения друг к другу. Шекспировским Ромео и Джульетте тоже было только 16 и 14 лет. Но их окружала иная культура и иная нравственная атмосфера, поэтому отношения этой юной пары вызрели до самых больших высот любви. Сегодня же вся сфера культуры, окружающая подростка, – кино, телевидение, шоу бизнес, Интернет, журналы, искусство, развлечения в ночных молодежных клубах несут ему информацию, которая чаще всего доносит отношения полов в искаженной или вовсе циничной форме.

Современные нормы морали и широко пропагандируемые взрослыми межполовые отношения, настраивающие подростков на ранний секс, стали для западного мира средством отвлечения от других, более опасных поведенческих норм подростков. Их сексуальные упражнения (по-другому их и не назовешь) переводят взрывную энергию подростков в более спокойное для взрослых русло. Да вот только взрослые, дав подросткам полную свободу в их сексуальных развлечениях, лишили их такого удивительного феномена, как первая юношеская любовь. Юношеская любовь – "это та любовь, в которую мы больше всего вложили самих себя, душу, когда душа у нас ещё была" (Александр Вампилов).

Свободное употребление легких наркотиков западной молодежью как право личности на свободу

Вместе с сексуальной свободой в среде молодежи и подростков начинает интенсивно развиваться употребление подростками и молодыми людьми наркотиков.

Агитация за  легализацию конопли
Агитация за легализацию конопли

Во многих западных странах разрешено употребление легких наркотиков. Что касается так называемых "тяжелых" наркотиков, их легализация является сегодня для многих западных стран дискутируемой темой. Так, например, была даже попытка легализации наркотиков на самом высшем международном уровне. Управление ООН по наркотикам и преступности (UNODC) попыталось убедить власти стран мира легализовать наркотики и исключить их хранение и употребление из списка уголовно наказуемых деяний. Но официально этот документ принят не был. На Западе борьба некоторых деятелей за легализацию наркотиков проходит под удобной формулировкой – право личности распоряжаться своей судьбой. Но подросток – еще не взрослая личность, а только еще взрослеющая и легко поддающаяся на всевозможные соблазны, поставляющие им современной культурой.

Вовлечение молодежи, подростков и детей в потребительскую культуру

В появлении того множества товаров и вещей, в том числе большого количества различных видов транспортных средств и современных гаджетов, не было бы ничего плохого, если бы их приобретение и потребление не стало главенствующим занятием и даже целью для большинства современных людей. "Американские коллеги объяснили мне, – пишет доктор физико-математических наук, академик РАН Владимир Арнольд, – что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности, которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишенным интеллекта стадом (Новый обскурантизм и Российское просвещение. Журнал «Скепсис»). Как мы видим, это особым образом коснулось подростков, учащихся школ, для которых общество потребления "ради своих экономических выгод" уготовило, как об этом говорят американские ученые, "низкий уровень общей культуры и школьного образования".

Но главное, подростки, живущие в потребительском обществе, сами легко попадают под влияние потребительской культуры. Они едва ли не с детского сада вовлечены в соперничество: у кого самая лучшая игрушка, а в школе – у кого самый крутой смартфон или у кого куртка самой последней модели. Современная школа, как пишут социологи, превращается в арену жесткой конкурентной борьбы потребителей. Один из показателей этой борьбы – засилье брендов. Бренд – своего рода инструмент ориентации в мире вещей. Если человек не доверяет своему вкусу и компетентности, он следует за брендом. Это особенно характерно для несформировавшихся подростков, которые к тому же боятся выпасть из толпы, ведь бренд понимается как принадлежность к престижной молодежной группе. Именно поэтому формирование брендовой лояльности наиболее эффективно происходит в подростковом возрасте. "Если внимательно приглядеться ко всем этим мальчикам и девочкам в фуфайках от “Гоша Рубчинский” и в носках от Vetements, то понимаешь – а все серьезно, замечает журналистка Арина Холина. – Хайпбисты – это все эти люди, которые три дня стоят в очереди за кроссовками от Канье Вест за тысячу евро. Есть сайт hypebeast (откуда и название) с десять миллионами подписчиков. /.../хайпбистам не важно быть стильными. Они – такой нормкор без затей. Им важна значимость вещи. Ее статусность, раскрученность. Самая простая толстовка от NN имеет особую ценность – просто потому, что она от NN. Поэтому даже вокруг H&M стоял такой ажиотаж (hype) из-за их коллобраций то с брендом Марджела, то с Бальман. Очереди с 5 утра, драки, тут же на месте перепродажа втридорога, торговля фирменными пакетами. Это поколение маркетинга" (Арина Холина. Хипстер умер, да здравствует жертва маркетинга// https://um.plus/2017/02/18/hypebeasts/).

Известно, что особо большую прибыль современной индустрии одежды приносит именно молодежная мода. И не потому, что она дороже взрослой, тем более, дороже одежды для богатой элиты. Наоборот, молодежную одежду, только эмитирующую одежду модных модельеров, стараются по цене сделать доступной для молодежи. Молодежная одежда меняется как картинки калейдоскопа буквально каждый сезон и быстро устаревает в качестве модного образца. Благодаря частой сменяемости молодежной моды, а также массовостью приобретения молодежью новой одежды всех ее видов, именно молодежная одежда дает самую большую прибыль современной индустрии моды. Поэтому в потребителе этой категории данная индустрия заинтересована прежде всего. По статистике больше всего одежды и обуви – до 80 % покупают люди в возрасте до 35 лет. На молодых людей и рассчитано культивирование массовой жажды приобретения все новых и новых образцов модной одежды и быстрая сменяемость моды. Те же тенденции наблюдаются и в сфере создания новых гаджетов и та же быстрая их сменяемость на рынке продаж. Все это сегодня в большей степени работает на молодежь.

Подростковое фанатство как подмена собственного физического и творческого развития на чужое

Слово «фанат» (лаг. fanaticus — одержимый, неистовый) подразумевает субъекта, испытывающего непреодолимое влечение к определенному объекту: личности (кумиру, идолу) или группе людей (музыкальной группе, труппе театра, спортивной команде и т. п.).

Фанатское движение футбольных болельщиков зародилось в Англии еще в XIII в., где мячом из бычьего мочевого пузыря играли деревня на деревню. Правил не существовало, ворот на поле не было, и игра зачастую напоминала массовую драку. При этом зрители из противоборствующих селений тоже выясняли свои отношения с помощью кулаков. Там же, в Англии, сформировалось движение футбольных фанатов в современном его виде – с активным посещением домашних матчей любимой команды и ежегодными выездами на ее матчи в других городах. В 60-х гг. прошлого века здесь сложилась и определенная субкультура футбольного фанатства: мода, сленг, единая манера поведения, общность интересов и т. д. В 1963 г. в Англии была отменена обязательная воинская служба. Молодые люди, получив массу свободного времени, пополнили ряды футбольных фанатов, в том числе – футбольных хулиганов. Беспорядки на матчах и до этого были обычным явлением, но теперь они получили новый импульс, что привело к небывалому насилию в английском околофутбольном мире, с масштабными драками между фанатами разных команд, нередко с использованием холодного оружия. В дальнейшем фан-движение стало распространяться по всему миру как общественное явление в целом, присущее всему спорту. Со временем фанатское движение распространилось также на музыкальных исполнителей и других представителей шоу бизнеса.

В создании фанатского движения огромную роль играет, конечно, коммерческая составляющая. Фанатство, привязанность к кумирам является эффективным средством привлечения публики на спортивные стадионы, концертные площадки и к другим массовым коммерческим формам извлечения прибыли.

Молодежные фанаты со своим кумиром
Молодежные фанаты со своим кумиром

Негативная роль фанатства связана с тем, что для молодых фанатов фанатство порою становится основной целью их жизни, заменяющей им реальную жизнь. Что касается шоу бизнеса, образы, которые создают певцы на сцене, для молодых фанатов часто становятся образцом для подражания. Игра певцов в бунтарство или их другие игры, часто девиантного характера, показываемые модными исполнителями на сцене, становится нормой поведения подростков в их реальной жизни. Они перенимают у своих кумиров весь набор их символизированного, а в целом искусственного сценического поведения певцов. Часто, то, что для кумиров является только средством привлечения публики на свои концерты, для молодых фанатов превращается в их жизненную программу, отвлекая тем самым от собственного предназначения, собственных поступков и собственного совершенствования.

Подсаживание детей с раннего возраста на компьютерные игры

Детские игры существовали с самых первобытных времен и являлись, как правило, занимательной формой приобретения детьми серьезного общественного опыта. Играми занимаются не только человеческие дети, но и невзрослое потомство животного мира. Изначальная задача детских игр – готовить к ролям, которые во взрослой жизни, возможно, предстоит им исполнять. Таково основное назначение детских игр, кроме их чисто развлекательной функции. Компьютерные игры также выполняют все эти задачи. Однако в эпоху потребительства основной задачей их создателей и распространителей становится желание превратить свою игровую продукцию в ходовой товар и насадить на него максимальное число граждан – детей, подростков и взрослых для извлечения огромной прибыли.

В жизни ребенка, а затем и подроста и часто даже уже взрослого человека компьютерная игра часто становится приоритетом № 1. На второй план отходят спорт, другие увлечения, общение со сверстниками и взрослыми, не говоря уже об учебе детей. Из-за компьютерных игр подростки, ставшие игроманами, теряют интерес каким-либо другим видам деятельности и изолируют себя от общества, от реальной жизни, не в состоянии реализовать себя ни в какой другой деятельности.

Сегодня много принято говорить об экологии окружающей среды, что справедливо, но как-то мало говорят об экологии самого человека, особенно подрастающего человека, которого подчас губит его социальная среда.

Безработица и обречение трудоспособной молодежи на социальное иждивенчество

Интересная профессия и работа является одной из наиболее важной составляющей в жизни человека, не менее важной, чем любовь, дружба, семья, дети. Она определяет его жизненный уклад, систему ценностей, перспективы на будущее. Особое значение профессия и работа имеет для молодого человека, только приступающего к своей трудовой деятельности. Успех на работе определяет часто его будущее. Но контингент молодых людей является главной группой людей, обреченных на увольнение и безработицу. Основной причиной здесь является их небольшой стаж работы, а то и вовсе никакого стажа, и профессиональная неопытность по сравнению с теми, кто уже давно работает. Потеря работы или невозможность устроиться на работу после окончания учебы приводит к тому, что молодой человек перестает ощущать себя успешной личностью. Для молодых людей – это еще период, когда они заводят семью и детей, а невозможность материально обеспечивать семью приводит часто к ее распаду.

Современное общество с рыночной экономикой, в отличие от системы обязательной обеспеченности выпускников учебных заведений работой по специальности в СССР, на себя такого бремени не возлагает. Молодежь в современной ситуации в сфере труда и занятости находится в очень сложных условиях. По статистике одной из самых распространенных причин самоубийств у людей является неспособность материально обеспечить свою семью и детей, а также социальная и профессиональная нереализованность. Но в обществе с рыночной экономикой проще посадить молодых людей на социальное пособие, гарантирующее ему минимальные социальные стандарты жизнеобеспечения, чем ждать, когда он на работе вырастет в полноценного работника, приумножающего прибыль предприятия.

Я не буду здесь останавливаться на таких негативных последствиях, связанных с безработицей, толкающих молодых людей на занятия проституцией, распространение наркотиков и другой криминал, а остановлюсь только на таком феномене, как «социальное иждивенчество». Социальное иждивенчество молодых вполне трудоспособных людей начинается тогда, когда молодой человек, не нашедший постоянную работу по своей профессии, которую он выбрал и которой он долго учился, не смог ее получить. Очень часто это связано далеко не с его неспособностью к работе, а многими другими причинами. Находя время от времени непостоянную, мало оплачиваемую работу, он опять вынужден возвращаться к жизни на пособие. Результатом этого становится приобретение низкой самооценки, потеря творческой активности и нежелание проявлять инициативу в поисках новых форм самоутверждения в других областях деятельности. А это уже стратегия саморазрушения личности, утратившей все надежды на лучшее будущее и окончательно переставшей верить в себя. В западном мире существует достаточно большое количество молодых социальных иждивенцев.

Протестное движение подростков как игра

Люди очень редко пытаются изменить что-то в себе: лучше учиться, лучше работать, лучше воспитывать своих детей и т.п. Как кто-то метко заметил: "У себя на работе им даже лень на собственном рабочем месте навести порядок". Но зато не лень выходить на протестные мероприятия, чтобы изменить государство, общество, власть. "Протест стал формой существования, – отмечает публицист Евгений Чернышев из Донецка. – Мы протестуем, потому что такова прогрессистская парадигма. Вместе с прогрессистским сознанием (а оно по умолчанию всегда западническое) и дети впитывают дух протеста. Разве подростки, не видевшие никаких трудностей, но митингующие против власти, всерьез о чем-то задумываются? Ими умело манипулируют, эксплуатируя это протестное начало, присущее всем нам – детям эпохи модерна. Эта эпоха зиждется на культе индивидуальной рациональности. Ведь любое решение власти воспринимается нами только с одной точки зрения: чем лично мне будет лучше? /.../Я требую, я знаю, я, я, я… Это не просто дух индивидуализма. Это дух протеста". (Евгений Чернышёв. Полюбить Россию, а не ее изменение. https://nstarikov.ru/lyubit-rossiyu-ili-lyubit-peremeny-85692)

«Свобода! Равенство! Сексуальность!». Протестная деятельность польских подростков, сведенная в игру
«Свобода! Равенство! Сексуальность!». Протестная деятельность польских подростков, сведенная в игру

12 мая 2018 г. грузинская полиция провела рейды по крупнейшим ночным клубам Тбилиси и задержала несколько человек по подозрению в распространении наркотиков. После этого в ту же ночь «клубная молодежь» вышла на акции протеста, которые продолжались несколько дней. Несколько тысяч молодых людей и подростков собрались перед зданием грузинского парламента, чтобы выразить недовольство действиями силовиков. Одним из организаторов акции было движение «Белый шум» – главные активисты за либерализацию наркополитики в Грузии и свободное употребление легких наркотиков. Заодно участники митинга также требовали отставки премьер-министра и главы МВД.

Акции протеста грузинской молодежи и подростков
Акции протеста грузинской молодежи и подростков

Акции протеста грузинской молодежи и подростков, выступающих за либерализацию государственной наркополитики в ответ на полицейские рейды в ночных клубах и задержание молодежи с наркотиками. 13 мая 2018 г.

Протестная деятельность школьников за экологическую безопасность планеты по пятницам вместо учебы в школе
Протестная деятельность школьников за экологическую безопасность планеты по пятницам вместо учебы в школе

Нет ничего плохого в том, что современные школьники начали активно собираться на протестные акции, посвященные, например, защите экологии планеты. Но вот то, что они собираются по пятницам, пропуская один день недели школьной учебы в подражание их лидеру, шведской школьнице Грете Тунберг, – это-то и беспокоит их учителей и родителей. Так министр образования ФРГ Анья Карличек (Anja Karliczek), которая также тревожится уже на своем высшем уровне за успеваемость протестующих школьников, выступила с критикой в адрес этих детских акций. А правые популисты из партии "Альтернатива для Германии" (АдГ) назвали данные протесты "использованием детей в политических целях". И действительно, не больше ли пользы по защите экологии принесли бы для будущего протестующие дети, если бы усерднее учились сегодня в школе, чтобы потом стать серьезными учеными, способными найти возможность уберечь климат Земли от потепления и других природных катаклизмов? А пока в этих протестных акциях больше детской игры, чем пользы для экологии. Тем более лет через 10-15 эти дети станут уже взрослыми. И уже с них будут за все спрашивать их собственные дети.

Такой же примерно игрой являются и антиглобалистские движения. Только это уже игра посуровее и с криминалистским уклоном. Антиглобализму как движению уже больше 20-и лет. Вот что пишут об антиглобалистах, например, швейцарские СМИ: «Это представители так называемого «Черного блока». Они приезжают на все подобные акции из немецкой Швейцарии, а также Германии, Австрии и Италии. Левое молодежное движение «Черный блок» впервые заявило о себе в 1999 году в Сиэтле на демонстрации против «Большой восьмерки». /.../Их излюбленными методами является метание камней в полицейских, поджог автомобилей, строительство уличных баррикад, иногда грабеж магазинов». И еще: «Участникам блока по 16-20 лет и, на самом деле, они аполитичны, несмотря на все выкрикиваемые лозунги», – подмечает швейцарский политолог Марк Бальцигер. Их поведение, к которому относятся игры в кошки-мышки с полицией, является скорее формой молодежной самоидентификации, чем политической позицией».

Акции антиглобалистов в Гамбурге на саммите G20
Акции антиглобалистов в Гамбурге на саммите G20

"Проще говоря, – а это уже утверждает российский публицист Виктор Мараховский, – ни во что, кроме молодёжной субкультуры для экстремальщиков, весь этот антиглобализм не вырос. /.../Проще говоря, взрослеющим гражданам, желавшим повоевать за мировую справедливость, предлагались (и продолжают предлагаться) множественные важнейшие участки фронта. Например, бороться за дождевые леса и бельков и панд в составе экологов. Или выступать за списание долгов африканским странам. Или выступать за расширение представительства женщин в руководстве транснациональных корпораций. Или выступать за надоевшие всем хуже редьки права лиц, ведущих вместо половой жизни что-то альтернативное. /.../И поэтому антиглобалистское движение сегодня торчит ровно в той точке, с которой начало: бегают какие-то старшеклассники, кричат «он вам не Макрон», обмениваются мемасиками и бросаются на работников правопорядка. Те в ответ негуманно бьют их дубинками (В. Мараховский. Нет никаких антиглобалистов //https://www.nalin.ru/net-nikakix-antiglobalistov-572009.07.2017).

Ученики частной английской школы – будущая западная элита
Ученики частной английской школы – будущая западная элита

К этому о протестных акциях молодежи, подростков и просто детишек можно добавить только следующее. Дети тех, кто посылает сегодняшних подростков на всевозможные протестные акции, на эти акции не ходят, а благополучно учатся сначала в частных закрытых школах, затем в престижных вузах, чтобы занять потом места отцов, т.е. стать мировой элитой, управляющей миром. Чужие же молодые люди и подростки просто приносятся в жертву современному Молоху (древнее божество, которому по Библии в жертву приносили детей), заставляя их проходить через все круги ада массовой культуры американского образца с ее "чернухой" и "порнухой", подстрекающей неопытных подростков к немотивированным поступкам, связанным с различными формами насилия и агрессии, употреблением наркотиков, ранним сексом, а также участием в протестных акциях в интересах взрослых. Всем этим занимаются безответственные взрослые, тем самым сознательно отнимая у подростков такие дары юности, как первая любовь, творческая энергия и безграничная жажда познания мира.

Когда украинец становится братом русскому

Комментарии 0
Логин и пароль
Запомните логин и пароль для последующего входа