Почему глобализация по-американски приводит мировое сообщество к культурному варварству

Почему глобализация по-американски приводит мировое сообщество к культурному варварству

Современная глобализация, в том числе и культурная, втягивающая в свою зону весь мир, — процесс закономерный и неизбежный. Но за положительными проявлениями этого процесса, складывающегося в первую очередь под сильнейшим влиянием США, просматривается их оборотная сторона — варваризация современного общества, имеющая культуроборческую разрушительную природу, что приводит к тотальному отрицанию веками сберегаемых культурных ценностей и, как следствие, к духовному вырождению человека.

Автор Ольга Таланцева, кандидат культурологии, профессор, автор более 70 научных работ, в том числе двух научных монографий, член научно-методической комиссии по экспертизе диссертаций в РИВШ, эксперт by-by.info.

Английский ученый Б. К. Малиновский, получивший широкую известность своими исследованиями образа жизни и обычаев обитателей Океании, в одной из своих научных работ приводит пример того, как европейские чиновники-колонизаторы, вмешавшись в уклад жизни аборигенов одного из островов Тихого океана, привели к вымиранию всего населения этого острова. Из гуманных соображений они запретили проводить важнейший элемент их традиционного обряда инициации — «охоту за головами» — пусковым механизмом для поддержания социального и хозяйственного порядка жизни племени.

Это привело к утрате авторитета старейшин и к нарушению нормальной смены поколений, что повлекло за собой уменьшение населения острова. Кроме того, запрет чиновников свел на нет и обряд совместного рисосеяния, который был обязательной частью обряда инициации.

Для жителей острова это обернулось бедой. Основными продуктами их питания были фрукты и морская рыба. Но периодически на острове случа-лись неурожаи того и другого.

И вот когда случилась целая череда таких неурожаев, а общественных складов с рисом уже не было, его жители стали умирать от голода, а со временем их племя исчезло совсем. Но "свято место пусто не бывает". Этот райский уголок земли очень быстро был заселен европейцами.

Что общего в процессах современной глобализации с ушедшей в прошлое колонизацией?

  • Колонизация стран и народов мира западной цивилизацией, как известно, сошла на нет после Второй мировой войны. В послевоенном мире процессы единения народов стали принимать другие формы.

  • Наиболее масштабной из них является глобализация, втягивающая в свою зону, практически, весь мир. Как утверждают ее сторонники, мировая глобализация создает благоприятные условия для экономического роста всех стран, что ведет к более высокому уровню жизни их населения. В данном оптимистическом взгляде на глобализацию не согласовываются, по крайней мере, четыре вещи.

1. Как показывают статистические показатели, 20 % государств западного мира сегодня распоряжаются 84,7 % мирового валового продукта, на их граждан приходится 84,2 % мировой торговли и 85,5 % сбережений на внутренних счетах.

Существует множество других интерпретаций подобных цифр, но суть заключается в том, что более 80 % всех мировых материальных ресурсов и капиталов принадлежат гражданам государств Запада. Т. е. основную часть преимуществ от глобализации получают именно богатые государства, богатые компании и богатые индивиды западной цивилизации.

2. В современном мире глобализация с ее возможностями экономического роста государств и материального благополучия их населения уживается с другого рода глобализацией — глобальным голодом и смертью от голода множества людей на планете.
Согласно современным данным, число голодающих в мире не только не сокращается, но постоянно растет, достигнув уже 821 миллиона человек по данным 2017 года. А это означает, что голод затронул каждого девятого человека на планете, говорится в опубликованном докладе ООН «Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире» от 11 сентября 2018 г. По этим же данным ежегодно шесть миллионов детей в мире умирают от голода и недоедания.

3. В решении международных проблем многие государства мира, в условиях протекания мировой глобализации, попадают в политическую и экономическую зависимость от стран западной коалиции во главе с США. Тем самым они лишаются полноты своего суверенитета и становятся фактически отстраненными от участия в международном регулировании, вынужденные во всем поддерживать политику ведущей западной державы — США и ее союзников.

  • 4. Если страны и народы, во имя сохранения своего суверенитета, национальных традиций и культуры, не желают "глобализироваться", т. е. встраиваться на правах сателлита в западное мироустройство, но при этом не в состоянии противостоять его военной силе, западное сообщество во главе США начинает осуществлять так называемое "гуманное" вмешательство в жизнь этих стран. Формы подобного вмешательства могут быть самыми разнообразными, но имеют и нечто общее — все они происходят под названием — "гуманитарные". Наиболее эффективным средством "гуманного" вмешательства являются, как оказалось, "гуманитарные бомбардировки".

«Гуманитарные бомбардировки» и «гуманитарные интервенции», или глобализация по-американски
«Гуманитарные бомбардировки» и «гуманитарные интервенции», или глобализация по-американски

Свое красивое название — "гуманитарные" (слово, производное от латинского слова "гуманный", т.е. "человечный", "отзывчивый") они получили, чтобы подчеркнуть, что несущиеся на людей бомбы посылаются исключительно из гуманных соображений.

Во благо людей, на которые они сыплются. Кстати сказать, фашисты во Второй мировой войне своим акциям, при которых в массовом порядке истреблялись представители ненужных им народов, также любили давать красивые названия, вроде "Хрустальной ночи" (истребление евреев), "Зимнего волшебства", "Волшебной флейты" (истребление народов СССР) и т. п.

Однако здесь есть и отличие. Целью применения военной силы американцами и бомбардировок чужих территорий является не их захват (все-таки времена демократии и либеральных свобод), и не завоевание населения, а уничтожение носителей чуждых Западу ценностей.

Именно об этом заявил американский лейтенант Уильям Келли, под командованием которого во время Вьетнамской войны было полностью стерто с лица земли вьетнамское селение Сонгми вместе с ее мирными жителями: женщинами, детьми и стариками, среди которых не было ни одного военного. «Мы пришли в Сонгми не для того, чтобы убивать мирных людей, — впоследствии скажет этот бравый американский лейтенант.
— Мы пришли туда, чтобы убить идеологию, носителями которой были эти — я не знаю, как их назвать, — пешки, винтики, куски плоти. Я был там, чтобы уничтожить коммунизм".

В конце ХХ века вместе с Советским Союзом рухнул и коммунизм. Но "гуманитарные бомбардировки" остались в арсенале борьбы США и его западных союзников. Начали они с Афганистана и Югославии, а за ними последовали Ливия, Ирак, Сирия, сгоняя их в единый строй послушных США стран.

  • Вслед за военной экспансией этих государств и установления политического и экономического господства над ними, начинается ломка основных сфер их жизнедеятельности: национальных традиций, ценностных ориентаций, нравственных установок и норм морали, а в целом всей их социокультурной системы. Все это ведет к разрушению интеграции народа как единого целого.

  • Национальное сообщество начинает преобразовываться в хаотическую массу самостоятельно выживающих индивидов по принципу "каждый сам за себя" и "кто сильнее, тот и прав". В конечном итоге все это приводит к политическому, экономическому, социальному и культурному упадку страны, из которого приходится выходить очень длительное время, а можно и вовсе не выйти, как в случае, описанном английским антропологом Б. К. Малиновским, взятым из истории колониальных захватов чужих народов европейцами. История, как это часто случается, повторяется.

Культурная экспансия мира США и ее последствия

Америка поистине великая страна. И первое ее величие заключается в том, что она одела весь мир в джинсы, которые в XX веке стали всеобщей одеждой, никогда не выходящей из моды.

В этом качестве джинсы и есть первый признак глобализации мира, причем, самый заметный ее признак, поскольку, будучи на человеке, они всегда на виду. И действительно, американские джинсы носят сегодня все без какого-либо возрастного и гендерного различения. Их охотно надевают на себя старики и старушки, мальчики и девочки и даже совсем маленькие дети. Джинсы можно увидеть на людях во всех уголках мира — в Европе, Азии, Африке, Австралии и, конечно, самой Америке — Северной и Южной.

Первые джинсы — одежда американских ковбоев («коровьих мальчиков») и рабочих-золотодобытчиков
Первые джинсы — одежда американских ковбоев («коровьих мальчиков») и рабочих-золотодобытчиков

Джинсы, изначально являвшиеся одеждой американских погонщиков лошадей — ковбоев ("коровьих мальчиков") и рабочих-золотодобытчиков, носят сегодня аристократы и крестьяне, олигархи и бомжи, президенты и мелкие клерки. В этом смысле американские джинсы являются также самым зримым свидетельством демократии.
Хотя, конечно, мелкие клерки вряд ли себе могут позволить носить джинсы брендовых марок. Но Америка никогда и не обещала всеобщего равенства всех перед всеми и всех во всем — это уже какой-то коммунизм.
Американское равенство людей, как это утверждают сами американцы, — это равенство возможностей, что по русской пословице в переводе на язык одежды означает — "по Сеньке и шапка". А коммунизм, которого больше всего на свете боятся американцы, — это когда "каждому Сеньке шапку". Тот же принцип равенства, как его понимают американцы и остальные члены западного содружества, положен в основу современной глобализации (читайте изложенное выше в пунктах 1, 2, 3, 4)

Второе величие Америки — это, безусловно, ее Голливуд, фабрика по производству кино. Американские фильмы, так же как джинсы, в XX веке завоевали весь мир.

Их сегодня смотрят жители всех континентов и государств, а также люди всех возрастов: молодые, старые, подростки и дети. Данное культурное явление Америки стало в ХХ веке мощным двигателем, втягивающим мир в зону американского влияния.

Кадр из фильма «Однажды... в Голливуде»
Кадр из фильма «Однажды... в Голливуде»

  • Наряду с продукцией Голливуда, такое же распространение по миру получили, практически, все виды массовой культуры американского образца: поп-музыка, шоу-представления, бульварная литература, телепередачи в виде шоу-зрелищ, комиксы и многое другое, т. е. всё, что относится к сфере индустрии досуга. Для ее производителей она привлекательна тем, что дает им в силу массовости ее потребителей очень высокие прибыли.

Никто не спорит с тем, что современный процесс глобализации, охватывающий весь мир, процесс закономерный и необходимый. Но так получилось, что начиная со второй половины ХХ века, в зону мощного воздействия американской культуры попал, практически, весь мир, а потому глобализированная, т. е. общечеловеческая культура (читайте «Как в современном мире взрослые манипулируют молодежью и подростками, часть 2. Манипуляции в странах Запада.») начала складываться в основном на образцах американской культуры, причем ее масскультовского варианта.

Ричард Гамильтон. «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?», 1956, поп-арт
Ричард Гамильтон. «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?», 1956, поп-арт

Чем отличаются образцы масскульта, иначе, поп-культуры от искусства, которое принято называть высоким или элитарным? Прежде всего своим упрощенным, инфантилизированным смысловым содержанием, адаптированным к невзыскательным в интеллектуальном и эстетическом отношении запросам массового потребителя. Массовая культура (читайте «Как в современном мире взрослые манипулируют молодежью и подростками, часть 1») упрощает систему ценностных ориентаций человека и его личностного мира до элементарных ощущений и эмоций, освобождая индивида от сложных интеллектуальных рефлексий и постижения проблем на более глубоком уровне.
В этом смысле массовая культура является откровенно инфантильным "эрзац-продуктом". Человек, потребляющий только образцы массовой культуры, перестает взрослеть, оставаясь до старости на уровне запросов подростков.

Подобное явление, характерное для ХХ века, нидерландский ученый-историк Й. Хейзинга обозначил словом "пуерилизм". Под пуерилизмом он имел в виду легко удовлетворяемую, но никогда не насыщаемую потребность "среднего человека" в банальных развлечениях, жажду грубых сенсаций и тягу к массовым зрелищам.

"Весь этот образ жизни, — пишет историк, — неуклонно ведет к затуханию интеллектуального сознания, к снижению потребности как можно точнее и объективнее мыслить умопостигаемые вещи и самим критически проверять это мышление", — отмечает он в своей книге (Й. Хезинга. Человек играющий).

  • Современный западный (читайте «Либералы и социализм») мир, ведомый самой мощной и влиятельной на сегодняшний день державой — США, начинает жить по принципу Древнего Рима: управление и богатство избранным, остальным — "хлеба и зрелищ". "Хлеба" в виде дешевого фастфуда, а "зрелищ", обедненных в духовно-смысловом отношении настолько, чтобы погасить у людей какие-либо потуги к личному самосовершенствованию в культурном и духовном плане.

Как известно, практически каждый человек обладает тем или иным творческим даром в разных его ипостасях. Но вот этот дар подростки и молодежь, в погоне за развлечениями, разменивают, например, на компьютерные игры, на которые с раннего детства их подсаживает массовая игровая индустрия; на наркотики, сначала легкие, а потом тяжелые, индустрия которых тоже хорошо налажена в современном мире; и, конечно, на беспорядочные сексуальные развлечения — "без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви".

Браки между мужчиной и женщиной также сегодня стали скорее развлечением, нежели оплотом устойчивого семейного союза. В эпоху плюрализма появились самые разнообразные его виды: гражданские, гостевые, фиктивные, хотя остались и традиционные браки.

Модными разновидностями современного брака стали браки с однополыми и многополыми особями. Общее в этих браках то, что чаще всего все они заключаются не на долгий срок с целью сменить как можно больше партнеров. Появление детей на свет, кроме традиционного деторождения, также приобрело новые формы. В эпоху высоких технологий, в том числе и медицинских, инкубаторным способом выводят уже не только птичье потомство, но и человеческое, используя в качестве инкубатора живую женщину.

Но американская массовая культура — это не только притягательное зрелище для развлечения, но и мощный источник американской пропаганды, разносимой по всему миру. Во времена холодной войны (читайте ««Мир, таящий столько гною!»: преступления Запада против человечности») западный мир любил критиковать советское искусство за его ангажированность и идеологизированное воздействие на людей.
Но и американское искусство, и особенно американское кино, не менее ангажировано и идеологизировано. Американский герой в масскультовском кино — это всегда носитель справедливости и высшего благородства, всегда готовый спасать мир от любых врагов, даже пришедших из потустороннего мира, не говоря уже о земных злодеях.
Персонаж же из враждебного на данный момент государства, будь-то русский, серб, а сегодня и китаец — злой, трусливый и неприглядный внешне. Их в голливудских фильмах изображают злодеями, бандитами, варварами, угрожающими всему цивилизованному миру.
Супергерой в американских комиксах и русские бандиты — одни из самых востребованных типажей злодеев в американском кино. На фото — кадр из фильма «Порок на экспорт»
Супергерой в американских комиксах. Русские бандиты — одни из самых востребованных типажей злодеев в американском кино (кадр из фильма «Порок на экспорт»)

"Разумеется, русские (читайте «Объединяющая народы ВОВ») — не единственная жертва Голливуда, пишет в своем обзоре американских фильмов Александр Зайцев. — В 1920–1930, да и в последующие годы изрядно доставалось немцам, китайцам, японцам, арабам и много кому еще.

В 1932 м посольство Китая даже выразило протест против того, как безобразно изобразили китайцев авторы приключенческого фильма «Маска Фу Манчу». А в 2007 году, когда на экраны вышел боевик «300 спартанцев», иранцев возмутило, что их предков, персов, показали жуткими варварами, а царя Ксеркса — фриком из садо-мазохистского салона. Индейцы — коренное население Америки — десятилетиями представали в американском кино как злобные дикари, вредящие белым поселенцам из Европы" (https://profile.ru/culture/movie/pochemu-gollivud-vse-vremya-izobrazhaet-russkix-ploximi-parnyami-137998/).

  • И все-таки сегодня наиболее актуальным для американского кино является показ в образе злодеев все-таки русских. Об этом пишут сами американцы.

  • Так журналистка Элла Дональд в статье «Из России с любовью: внезапное возрождение советских злодеев» отмечает: «Такой тип отрицательных персонажей — напоминание о геополитической ситуации и легкий способ создать напряжение в фильме, когда не хочется тратить много времени на кропотливую работу». По ее мнению, не стоит надеяться, что в обозримой перспективе русских станут изображать более тонко, скорее наоборот: карикатурные герои удобно-предсказуемы и просты в эксплуатации.

  • Журналист Том Брук, автор статьи на сайте Би-би-си «Голливудские стереотипы: почему русские (читайте «Геополитика простыми словами: что это такое?») — это всегда плохие парни?» (2014), указывает на другую причину «демонизации отдельной нации». Он приводит пример того, как Голливуд был вынужден отказаться от демонизации Китая по сугубо финансовым причинам.

  • Рынок кинопроката КНР — второй по величине в мире после североамериканского, и кинокомпании не хотят рисковать прибылью, раздражая китайских зрителей. Джо Куиннан в своей статье «Товарищи по оружию: почему на большом экране плохие парни всегда русские» (The Guardian, 2014) обращает внимание на то, что только в случае с русскими отрицательными героями Голливуду удается избежать обвинений в неполиткорректности, тогда как появление в роли злодеев представителей других этносов вызывает негодование у западной общественности. (https://profile.ru/culture/movie/pochemu-gollivud-vse-vremya-izobrazhaet-russkix-ploximi-parnyami-137998/)

В целом американское массовое кино на протяжении всего его существования занимается насаждением современных мифов об Америке с целью укоренения в сознании людей ее образа как цитадели лучшего мира на земле. (Уточним, что в данном случае речь идет о массовом кино.

Несомненно, что Голливуд создает и элитарные по своему художественному воплощению фильмы. Но в процентном соотношении с объемом выпускаемой массовой продукции элитарное кино занимает небольшое место). Тотальное же увлечение мира массовой американской культурой ведет к тому, что она постепенно начинает замещать собой национальные культуры, тем самым разрушая культурно-духовное разнообразие мира, приводя его своим однообразием к культурному обеднению.

Некоторые современные философы и культурологи утверждают, что культурная глобализация, как процесс всеобщий и универсальный, ведет к сближению национальных культур и приводит к образованию всеобщей мировой культуры. "Общечеловеческая культура, одинаковая для всех народов, в принципе невозможна, — утверждал на заре ХХ века русский (читайте «История смутного времени: еще раз о Дне народного единства 4 ноября») философ и этнограф Н. С. Трубецкой, — а если бы и была возможна, то представляла бы собой либо систему удовлетворения чисто материальных потребностей при полном игнорировании потребностей духовных, либо привела к навязыванию всем народам тех форм, которые соответствуют жизни лишь определенного анклава".
Что касается других народов, некритически воспринимаемых чужую культуру и тем самым отказывающихся от собственной культурной идентичности, то это их приводит, по утверждению Трубецкого, "к культурному, нравственному и психологическому обеднению как отдельных личностей, так и целых народов (Н. С. Трубецкой. История. Культура. Язык. — М. , 1995).

В правоте высказываний русского философа и этнографа Н. С. Трубецкого, относящихся к началу ХХ века, убеждает культурное состояние мира начала XXI века, складывающегося под сильным влиянием — США. Приходится констатировать, что за многими положительными моментами, связанными с американской культурой, начинает хорошо просматриваться и их оборотная сторона — варваризация современного общества, имеющая культуроборческую разрушительную природу. Все это, в свою очередь, приводит к вырождению человека "homo sapiens" и "homo cultus"" (в переводе с лат.

— "человек разумный" и "человек культурный"), которого цивилизация и культура с таким трудом формировала сотни лет и даже тысячелетий. В нынешнем мире, судя по современным культурным образцам, потребляемым огромной массой людей, самой востребованной человеческой особью становится человек "тупой и еще тупее".

Данная личность сегодня делается эталонной не только для США, но и для всего мира, втянутого в зону глобализации по-американски. Такой личностью легче управлять и вести в нужном направлении.

Фильм США
Фильм США

«Мир, таящий столько гною!»: преступления Запада против человечности