Чувство истории у русских связано с нашими великими историческими победами

Чувство истории у русских связано с нашими великими историческими победами

Известный французский историк Элен Каррер дАнкосс, отмечая различия между европейцами и русскими, к первым из них отнесла «чувство истории», которое у жителей России, по ее утверждению, развито сильнее из-за трагедий XX века, а ко второму — "обостренное чувство смерти", объясняя это влиянием православной религии. Мы с ней не можем согласиться, потому что вся русская история с самой древности и до XX века — это история защиты русской земли от завоевателей с Востока и Запада. А потому самым обостренным чувством русских людей является любовь — к своей земле, своему Отечеству, своему народу. Не смерть прославляли на Руси, а воинские подвиги во имя жизни.

Автор Ольга Таланцева, кандидат культурологии, профессор, автор более 70 научных работ, в том числе двух научных монографий, член научно-методической комиссии по экспертизе диссертаций в РИВШ, эксперт by-by.info.

Французский историк Элен Каррер дАнкосс, постоянный секретарь Французской академии, в интервью газете Figaro, отмечая различия между европейцами и русскими, к первым из них отнесла "чувство истории", которое, по ее словам, у жителей России развито сильнее из-за трагедий ХХ века, а ко второму отнесла обостренное "чувство смерти", объясняя это влиянием православного христианства, которое, по ее утверждению, ставит "воскрешение, то есть смерть, в основу веры". При всем уважении к французскому историку, мы позволим себе с ней не согласиться.

Если говорить о "чувстве истории", то у русского, российского человека оно действительно развито, но это связано не только с ХХ веком, а со всей русской историей, начиная с Древней Руси. Российская история — это прежде всего есть история защиты земли русской сначала от нашествий многочисленных кочевников с Востока, а потом недружественных соседей с Запада.

Так Древней Руси пришлось почти два столетия сначала отбиваться от нашествия кочевого мира степняков. А затем наступил черед тех драматических событий, значение которых точно определил А. С. Пушкин:

  • "России определено было высокое предназначение... Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в степи востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией...".

  • В этот же тяжелый для Древней Руси период начались и западные вторжения на русскую землю — шведов и немецких ливонских рыцарей. Нелегкими для России стали и последующие периоды ее истории, когда русским людям пришлось отбиваться сначала от нашествия поляков, затем французов, а в ХХ веке выдержать вторжение немецких фашистов.

  • И всегда русские, как бы ни силен был враг, в конечном итоге оставались победителями. А потому "чувство истории" у них связано в первую очередь с чувством гордости за свои великие победы над врагом.

Как русские с самой древности становились патриотами земли русской

Древнерусские былины и другие эпические сказания о героических событиях русской истории как самостоятельный жанр литературы сложились в X–XI веках — в эпоху расцвета Киевской Руси. На начальном этапе они основывались на мифологических сюжетах.

Но в дальнейшем былина, в отличие от мифа, стала в большей мере исходить из реальных исторических событий, а место языческих персонажей в них начали замещать исторические лица. Во многих из них запечатлены события, связанные сначала с нашествием половцев, печенегов, а затем и татаро-монголов.

Если сравнить древнерусские былины с западноевропейским эпосом, и в частности, древнерусских богатырей с героями западноевропейских сказаний, то между ними существует множество различий: в их отношении к героическим деяниям, богатству, друг к другу или к своим правителям. Для древнерусских былинных богатырей их ратные подвиги в большинстве своем связаны с защитой русской земли от любых "ворогов".
Былинный образ богатыря воплощал идеал мужественного, преданного народу человека. Для западноевропейских рыцарей на первом месте было служение своему сюзерену. Разным было и их отношение к богатству. Для русских былинных богатырей материальные ценности не имели такого значения, как для западноевропейских рыцарей.
Их различие проявляется и в их происхождении. Русский богатырь был в большинстве своем выходцем из народа, из крестьянской семьи. В Западной Европе простолюдинов в рыцари не посвящали.
В. Васнецов. Богатырский скок. 1914 г.
В. Васнецов. Богатырский скок. 1914 г.

Не только былины, но, начиная с XI века, в Древней Руси сложился целый литературный жанр, который просуществовал вплоть до XVII века. Это так называемые воинские повести, посвященные борьбе Древней Руси против внешних врагов.

В их основу были положены реальные исторические события с красочным описанием сражений древнерусских князей и их дружин сначала с печенегами и половцами, а затем татаро-монгольскими завоевателями. К ним относятся «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» (12 в.), «Повесть о битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Повесть о Московском взятии от царя Тахтамыша» (13 — нач. 15 вв.) и множество других. Для них, так же как и для былин, характерно ярко выраженное чувство патриотизма и любовь к своей земле.

  • Стоном стонет мать-земля сырая,
  • Мутно реки быстрые текут,
  • Пыль несется, поле покрывая.
  • Стяги плещут: половцы идут!
  • С Дона, с моря с криками и с воем
  • Валит враг, но, полон ратных сил,
  • Русский стан сомкнулся перед боем
  • Щит к щиту — и степь загородил.
  • "Слово о полку Игореве" в переводе Н. Заболоцкого

Роль православия в освобождении русских земель от татаро-монгольского нашествия

  • Принятие христианства Русью в X в. было естественным и закономерным явлением.

  • Оно пришло в Древнюю Русь в византийско-православном варианте с развитой системой нравственно-этических норм, в центре которой находилась заповедь любви к ближнему, в противовес вражде и распрям, постоянно царившими между русскими князьями. Народ с неприязнью относился к братоубийственным стычкам между ними, часто близкими родственниками. Не случайно первыми русскими святыми стали жертвы княжеской междоусобицы братья Борис и Глеб. Именно эта христианская заповедь на Руси превращалась в прямой призыв к князьям и их дружинам к прекращению взаимной вражды и объединению перед лицом иноземного врага.

Новая христианская религия сыграла немаловажную роль в борьбе древнерусского народа против татаро-монгольского нашествия. Прокатившиеся в первой трети XIII в. по всей Азии, бесчисленные полчища кочевников пришли и на Русь. В 1223 г. русские потерпели поражение в битве на Калке, а к концу 30-х годов татаро-монголы захватили большую часть русских земель.

В 1237 г. была разрушена Рязань, затем пал Владимир и многие другие русские города. В 1240 г. кочевники захватили Киев. Волна нашествия не докатилась только до крайних северных и западных центров Древней Руси.

Но именно в этот самый тяжелый для Древней Руси период восточные славяне по-настоящему ощутили себя христианами. "В период татаро-монгольского нашествия понятие «вера христианская» в понимании русичей, — отмечает русский философ В. В. Бычков, — имела отнюдь не только узкоконфессиональный, но значительно более широкий и глубокий смысл.
Им обозначали весь комплекс национальных духовных ценностей, все самое дорогое и близкое русскому человеку; оно часто выступало синонимом Родины, земли русской. Напротив, все негативное, враждебное, ужасное, принесенное на Русь захватчиками, обозначалось понятиями «поганое», «нехристианское»" (https://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/russkaja-srednevekovaja-estetika).

В этот тяжкий для Древней Руси период борьба народа шла уже не только против захватчиков, но за православную веру. Христианская этика и мораль были той идеологической основой, которая возвышала порабощенный древнерусский народ над его поработителями и призывала его на борьбу с ними.

В XIII веке люди, которые, быть может, в душе еще и оставались язычниками, но столкнувшись со зверствами захватчиков-язычников — "неверных" — начинали ощущать себя истинными христианами. Патриотизм древнерусского народа лихих годин татаро-монгольского нашествия был напрямую связан с христианской верой. В этот период появились и свои святые — древнерусские христианские мученики, погибшие за православную веру, которых православная церковь возвела в ранг святых.

  • Так к лику святых были возведены князь Михаил Всеволодович Черниговский вместе со своим боярином Федором. Когда князь прибыл в Золотую Орду для встречи с ханом Батыем, перед входом в шатер монгольского хана его жрецы велели князю пройти через священный огонь и поклониться их идолам, на что Михаил Всеволодович ответил: «Я могу поклониться царю вашему, ибо небо вручило ему судьбу государств земных; но христианин не служит ни огню, ни глухим идолам».

  • За отказ от поклонения чужим идолам князь по приказу Батыя был казнен. Затем мучители обратились к боярину Федору, обещая ему за поклонение идолам все княжество убитого Михаила. Федор же гордо ответил: «Княжения не хочу, а богам вашим не кланяюся, но хочу пострадати за Христа, яко же и князь мой!» После этого замучили и Федора.

Князь Михаил Черниговский и боярин Федор. Великий князь рязанский Роман Ольгович
Князь Михаил Черниговский и боярин Федор. Великий князь рязанский Роман Ольгович

За христианскую веру погиб и Великий князь рязанский, Роман Ольгович, вступивший в 1258 году на престол Рязанского княжества, разоренного татаро-монгольскими погромами и сборами дани. Князь Роман Ольгович в продолжение двенадцати тяжелейших лет своего княжения сумел сохранить Рязанские земли от новых разорений.

Но когда Хан Менгу-Тимур вызвал князя в 1270 году в Орду и велел ему, выбирать одно из двух: либо мученическую смерть, либо их веру, князь отвечал, что он, покорный воле Божьей, повинуется ханской власти, но никто не заставит его изменить своей вере. Татаро-монголы стали избивать князя, а затем в оковах бросили его в темницу. Утром его вывели на казнь.

Роман Ольгович стал говорить собравшемуся народу, среди которых были и его соотечественники, плененные ханом, о святости веры Христовой. Его за это сначала подвергли страшным пыткам: отрезали язык, выкололи глаза, обрезали уши и губы, отсекли руки и ноги, содрали с головы кожу, а затем, отрубив голову, насадили ее на копье.

За веру погиб и князь Василько Константинович. В начале 1238 года после битвы на реке Сити между монголо-татарами и древнерусскими воинами князь Василько попал в плен к татаро-монголам.

За то, что он отказался принять присягу хану, он был убит в Шернском лесу. Как написано в летописи, «много мучивше его, смерти предаша, повергоша его в лесу Шернском». Описывая погребение князя Василька, летописец писал:

«Рыдало народа множество православного, зряще отходящим отца и кормителя сирым, печальным утешение велико, омраченным — звезду светоносную зашедшую».

Важно подчеркнуть, что именно в недрах православной веры на древнерусской земле и рождался образ идеального воина, духовная красота которого и его добродетельная жизнь проявлялись в первую очередь в его конкретных поступках и активной деятельности, направленных на борьбу с врагами за землю русскую и веру православную. Таким идеальным воином по древнерусским летописям был Дмитрий Донской, князь Московский (с 1359 г.) и великий князь Владимирский (с 1363 г.).

Икона Святого князя Дмитрия Донского. Икона преподобного Сергия Радонежского
Икона Святого князя Дмитрия Донского. Икона преподобного Сергия Радонежского

  • Выдающимся человеком этого времени был и игумен Сергий Радонежский, которого называли духовным собирателем русского народа. По словам одного из современников, Сергий тихими и кроткими словами мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца, примиряя враждующих между собой князей.

  • Благодаря Сергию Радонежскому ко времени Куликовской битвы почти все русские князья выступили единым строем под началом Дмитрия Донского. Именно он благословил московского князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

  • Именно он также благословил на битву с оружием в руках двух схимонахов Пересвета и Ослябю, несмотря на церковный запрет участвовать монахам в боях под угрозой гибели бессмертной души. Кроме того, Сергий Радонежский воспитал множество своих последователей, которые разошлись по всей Руси и основали наиболее известные монастыри, ставшие центрами духовной жизни, культуры, просвещения. Основанная самим Сергием Троицкая лавра выполняла функции важнейшего духовного центра до начала XX века.

В похвалу Сергию Радонежскому написана знаменитая икона гениального древнерусского художника Андрея Рублева — "Св. Троица", ставшая вершиной древнерусской живописи.

Андрей Рублев. Св.Троица. Древнерусская икона
Андрей Рублев. Св.Троица. Древнерусская икона

"Значение Троицы Рублева не может быть сведено к богословской теме, — замечает в своей анталогии об Андрее Рублеве русский (читайте «История смутного времени: еще раз о Дне народного единства 4 ноября») историк искусства М. В. Алпатов, — Рублева не могла не увлечь задача наполнить традиционный образ идеями, которыми жило его время, — в этом человеческий смысл рублевского шедевра. В старинных источниках говорится, что икона Рублева написана «в похвалу отцу Сергию», и это указание помо-гает понять круг идей, которые вдохновляли Рублева.
Нам известно, что Сергий, благо-словляя Дмитрия Донского на подвиг, ставил ему в пример то самое жертвоприношение, которое Рублев увековечил в Троице. Вместе с тем им построен был Троицкий собор для соединенных им «для единожития» людей, «дабы воззрением на Св. Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего».
Это помогает понять этический смысл Троицы Рублева. В произведении церковного назначения ставится жизненно важный вопрос тех лет, когда на поле боя лишь дружные усилия прежде разрозненных княжеств могли сло-мить сопротивление векового врага (http://stsl.ru/news/all/troitsa-andreya-rubleva-antologiya-m-v-alpatov).

Эта средневековая русская икона, ставшая шедевром русской живописи, и есть достойный ответ французскому историку Элен Каррер дАнкосс на ее утверждение о "обостренном чувстве смерти" русского человека, сформированного у него под влиянием православной веры. В этой православной иконе, несмотря на ее трагический подтекст, нет ни аффектации смерти, ни аффектации страдания, как и во всех древнерусских иконах.

Трагическая тема жертвенности снимается здесь высокой духовной просветленностью всех ее образов, претворяясь в пушкинское — "печаль моя светла". Не о смерти здесь говорит художник, а о любви ко всему, что, по выражению религиозного философа Павла Флоренского, содержит в себе беспредельное и высокое. Именно на этих высоких началах будет вырастать в дальнейшем и русская классическая литература, а не на образах смерти, как это утверждает французский (читайте «Красный май 1968 год») историк.

  • На этих началах основана и героика древнерусского, а затем и русского воинства, у которого с самой древности защита своей земли сливалась с защитой высоких духовных идеалов, заданных христианством. Положить голову свою за землю русскую — являлось высокой честью для русского воина.

Почему в России всегда любили военных

Если продолжить историю вражеских вторжений на Русь, то ее жители подвергались постоянным нашествиям не только с Востока, но и со стороны западных границ. Это уже были так называемые "братья по христианству", пусть и другой, католической ветви христианства, которые шли на Древнюю Русь с крестовыми походами.

В 1240 г. такой крестовый поход предприняли шведы.

На Неве встретил их войско новгородский князь Александр Невский, где и нанес шведам страшное поражение. В это же время немецкий (читайте «Зверства немецких фашистов над детьми в годы войны: преступления без срока давности») Ливонский орден нападал на Изборск и Псков и был надолго остановлен тем же князем Александром после разгромного поражения рыцарей в Ледовом побоище на льду Чудского озера в 1242 г.

В 1348 году шведский король Магнус II Эрикссон пошел с новым крестовым походом на новгородские земли, во время которого опустошил всю Карельскую и Ижорскую землю и начал обращать православных крестьян в католическую веру. Но после его возвращения в Швецию все завоеванное им снова стало русским, а жители вернулись к православию.

После падения Византии — центра православного мира, несколько православных государств начали претендовать на эту роль: Болгария, Сербия и Русское государство. Но Болгария и Сербия попали под владычество турок.
Единственным независимым православным государством оставалось Русское государство. На тот момент оно сбросило с себя ярмо татаро-монгольского ига и постепенно превращалось в мощную централизованную державу.
Русское государство взяло на себя миссию хранителя заветов православного христианства. Кроме того, в качестве защитницы христианской веры оно становилось ответственным за православных христиан, находившихся в подданстве Османской империи, а потому должно было активно включиться в борьбу с турками-османами, покорявшими одну за другой территории Европы.

После многолетнего единодержавия Ивана Грозного Московская Русь вступила в полосу затяжного государственного кризиса, сопровождающегося народными выступлениями и мятежами, правлением самозванцев, польскими и шведскими интервенциями, ведущими к разорению страны. Все это получило название Смутного времени, которое продолжалось с конца XVI — начала XVII вв.

С 1611 года в России стали нарастать патриотические настроения. В сформированном против поляков Первому ополчению из дворянских отрядов князя Дмитрия Трубецкого, Прокопия Ляпунова, казаков Ивана Заруцкого не удалось прогнать поляков из Москвы.

Осенью 1611 года по инициативе Кузьмы Минина в Нижнем Новгороде началось формирование Второго ополчения во главе с князем Дмитрием Пожарским. В августе 1612 года оно подошло к Москве и осенью освободило ее.

Памятник Минину и Пожарскому в Москве
Памятник Минину и Пожарскому в Москве

  • В 1617 году был подписан Столбовский мир со Швецией, получившей крепость Корелу и побережье Финского залива. Для России выходы к Балтийскому морю были закрыты шведами, а к Черному морю турками.

В 1700 году при Петре I Россия начала войну со Швецией за берега Балтийского моря, которая длилась двадцать лет. Решающим сражением в этой войне стала Полтавская битва 1709 года.

Шведские войска возглавлял непобедимый тогда шведский король (читайте «Смоленская война 1634 года») Карл XII. Петр I, объезжая свои войска, перед битвой обратился к русским воинам: "Воины! Вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. Знайте, что сражаетесь вы не за Петра, а за государство, за Отечество!"

  • И грянул бой, Полтавский бой/.../
  • Швед, русский — колет, рубит, режет.
  • Бой барабанный, клики, скрежет.
  • Гром пушек, топот, ржанье, стон,
  • И смерть и ад со всех сторон/.../
  • Но близок, близок миг победы.
  • Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
  • О славный час! О славный вид!
  • Ещё напор — и враг бежит.
  • А. С. Пушкин. Полтава.

Шведские войска не выдержали такого натиска со стороны русских и побежали. Карл XII, не привыкший терпеть поражения, старался остановить своих воинов.
«Шведы! Шведы! — кричал он им. — Позор вам, шведы! Остановитесь!» Но его воины уже не слышали своего короля и убегали с поля боя. Вскоре они были окружены и сдались в плен. Сам шведский король Карл XII тогда едва спасся.

После Полтавской битвы война (читайте «Великая отечественная война: судьба отца (из рубрики "Советский Союз глазами очевидцев: семейная хроника")») со Швецией продолжалась ещё 12 лет. В 1721 году долгая и трудная борьба русских за выход к Балтийскому морю окончилась полной их победой.

Древние русские берега реки Невы и Финского залива вновь вернулись в состав Российского государства. Кроме них, к России были присоединены земли латышей и эстонцев, отвоеванные у Швеции.

Петр I в Полтавской битве. 1709 г. Подвиг солдат Раевского под Салтановкой. 1812 г.
Петр I в Полтавской битве. 1709 г. Подвиг солдат Раевского под Салтановкой. 1812 г.

  • При Екатерине II Россия присоединяет к себе Крым и получает выход к Черному морю. В Отечественной войне 1812 года русские (читайте «Объединяющая народы ВОВ») одержали победу над прославленным и непобедимым Наполеоном Бонапартом.

  • Именно победы русских привели Наполеона к падению его величия как непобедимого завоевателя. Наполеон не только не смог завоевать Россию, но, покидая Москву, бежал впереди своего войска, отступая с позором провала всей своей военной кампании.

То же самое было и с немцами в Великой отечественной войне 1941-1945 гг., напавшими на Советский Союз (читайте «Великая отечественная война: отец — наводчик артиллерийского расчета (из рубрики Советский Союз глазами очевидцев: семейная хроника)») в 1941 году. Гитлеру, так легко завоевавшему своих соседей по Европе, с советскими людьми этого сделать не удалось.

В результате стремительного наступления немецких войск, использовавших тактику молниеносной войны — блицкрига, большая часть территории Европы была оккупирована немцами. При нападении на Советский Союз Гитлер также рассчитывал на «молниеносную войну». Но с Советским Союзом блицкрига не получилось. Война с русскими для немцев очень быстро переросла в тяжелую затяжную войну, продолжавшуюся четыре года.

Судьба самого Гитлера, напавшего на Советский Союз, закончилась так же, как судьбы его предшественников, попытавшихся завоевать Россию в прошлом, — шведского короля Карла XII и французского императора Наполеона Бонапарта. Видимо, прав был Александр Невский, сказавший свою легендарную фразу: "Кто с мечом к нам придет — от меча и погибнет!"

П. Корин. Александр Невский. П. Корин. Портрет Маршала Советского Союза Георгия Жукова
П. Корин. Александр Невский. П. Корин. Портрет Маршала Советского Союза Георгия Жукова

Россия, русский народ одержал столько великих военных побед, что у нас исторически выработалось особое отношение к военным — к русскому солдату, защитнику земли русской. В России всегда любили и уважали свою армию, защитницу народа и Отечества.
  • "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, / Как шли бесконечные, злые дожди,
  • Как кринки несли нам усталые женщины, / Прижав, как детей, от дождя их к груди,
  • -
  • Как слёзы они вытирали украдкою, / Как вслед нам шептали: "Господь вас спаси!"
  • И снова себя называли солдатками, / Как встарь повелось на великой Руси/.../
  • -
  • Слезами измеренный чаще, чем верстами, / Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
  • Деревни, деревни, деревни с погостами, / Как будто на них вся Россия сошлась,
  • -
  • Как будто за каждою русской околицей, / Крестом своих рук ограждая живых,
  • Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся / За в Бога не верящих внуков своих/.../
  • -
  • Нас пули с тобою пока еще милуют. / Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
  • Я все-таки горд был за самую милую, / За горькую землю, где я родился"
  • -
  • Константин Симонов. Алексею Суркову. 1941 г.

Как, все-таки, не права историк Элен Каррер дАнкосс, говоря об "обостренном чувстве смерти" русского человека. Не смерть прославляли на Руси, а воинские подвиги, совершаемые во имя жизни.

Страсти по Шекспиру, или как Англия стала страной громких театрализованных отравлений