Человеческое достоинство советских людей вырастало на фундаменте всеобщего социального равенства

Человеческое достоинство советских людей вырастало на фундаменте всеобщего социального равенства

Почему большинство современных российских граждан не принимает социальное неравенство, воцарившееся в новой России, и почему у народа не угасают ностальгические воспоминания о всеобщем социальном равенстве советских людей в СССР?

Автор Ольга Таланцева, кандидат культурологии, профессор, автор более 70 научных работ, в том числе двух научных монографий, член научно-методической комиссии по экспертизе диссертаций в РИВШ, эксперт by-by.info.

После падения Советского Союза история советской страны и жизнь советских людей подается в таком черном свете, что очевидцам, родившимся и жившим в советское время, впору воскликнуть: «Жизнь моя! иль ты приснилась мне?» (С. Есенин). А может, мы и не жили вовсе, а совсем, как в фильме «Матрица», лежали в коконах и видели какие-то розовые сны про свою прекрасную жизнь в Советском Союзе? Да нет, мы, советские люди, не лежали ни в каком анабиозе или коме, а жили полноценной жизнью и были вполне благополучными и вполне счастливыми людьми Я, мои родители, другие родственники, друзья, коллеги по работе были непосредственной частью советской жизни.

Учились, приобретали интересные профессии, любили, заводили семьи, детей, радовались первому советскому спутнику и первому советскому человеку в Космосе, гордились нашими спортсменами, нашими деятелями культуры. А еще Россия в лице Советского Союза впервые в своей истории стала ведущей державой мира. Новым поколениям не стоит забывать, что они до сих пор во многом пользуются тем, что было создано советскими людьми.

Им в наследство оставлен был не только Гулаг (что так хочет внедрить в молодое поколение западный мир и наша пятая колонна), но и ядерные запасы страны, космическая и научно-техническая мощь, ее культурно-художественный потенциал и спортивная слава. На мощных материальных и духовных ресурсах Советского союза, как на прочном фундаменте, новая Россия держится до сих пор.

А главное, если сегодня и существует Россия, пусть и в новых уменьшенных границах, то этому она обязана советским людям, сумевших ценой колоссальных усилий и массового героизма защитить страну от фашистов и передать ее новым поколениям. И еще, ни один народ в мире, ни в прошлом, ни в будущем, не знал такой степени социального равенства между людьми, которое сложилось в СССР.

Декрет ВЦИК и СНК об уничтожении сословий и гражданских чинов в Советской России — один из первых декретов Советской власти

  • Сегодня антисоветчики как мантру повторяют, что в СССР не было "колбасы и туалетной бумаги". Но они забывают добавить, что в стане социализма кроме этого не было безработицы, страха людей перед завтрашним днем и за будущее своих детей, а были гарантированная система бесплатного образования на всех его уровнях, бесплатное обслуживание в медицинских учреждениях, бесплатное получение жилья и множество других форм социальной защиты советских людей. Помимо этого, одним из первых декретов, принятых Советской властью, стал декрет об уничтожении сословного устроения дореволюционного российского общества, на основе которого, впервые в истории, появилось новое гражданское общество, образованное на принципах всеобщего социального равенства всех граждан.

Декрет ВЦИК и СНК об уничтожении сословий и гражданских чинов. 11 (24) ноября 1917:

«Ст. 1. Все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются.

Ст. 2. Всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и пр., титулы — княжеские, графские и пр.) и наименования гражданских чинов (тайные, статские и проч. советники) уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование — граждане Российской Республики.

  • Ст. 3. Имущества дворянских сословных учреждений немедленно передаются соответствующим земским самоуправлениям.

Ст. 4. Имущества купеческих и мещанских обществ немедленно поступают в распоряжение соответствующих городских самоуправлений.

Ст. 5. Все сословные учреждения, дела, производства и архивы передаются немедленно в ведение соответствующих городских и земских самоуправлений.

Ст. 6. Все соответствующие статьи доныне действовавших законов отменяются.

  • Ст. 7. Настоящий декрет вступает в силу со дня его опубликования и немедленно приводится в исполнение местными Советами Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов.

Председатель Центрального Исполнительного Комитета Я. Свердлов.

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров В. Бонч-Бруевич

  • Секретарь Совета Н. Горбунов

11 ноября 1917 г.»

СССР — союз рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции

До Октябрьской рабоче-крестьянской революции дворянская часть населения, высокопоставленные чиновники, крупные финансовые и промышленные магнаты, крупные и мелкие торговцы и кулаки, составлявшие всего 16,3 % российского населения, сосредоточили в своих руках практически все российское богатство. Кроме присвоения этой группой людей себе львиной доли всех благ, они еще имели преимущества перед законом.
После революции эти группы перестали существовать. Образовавшееся советское общество стало состоять из двух дружественных классов: рабочего класса и колхозного крестьянства, а также трудовой интеллигенции. Социализм и основан был на равенстве этих трех социальных групп.

Впервые в истории человечества наиболее уважаемыми людьми в стране стали представители бывших обездоленных неимущих классов — люди труда: рабочие и крестьяне. В новом советском государстве перед ними широко открылись двери всех учреждений образования, медицины, культуры и органов власти.

«Мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем» (строки из «Интернационала»)
«Мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем» (строки из «Интернационала»)

  • В связи с доступом всех слоев населения к образованию, медицинскому обслуживанию, а также с проводимой ускоренными темпами индустриализации стране нужна была новая интеллигенция, причем, в большом количестве: учителя, врачи, работники культуры, инженеры, ученые и др. Новая интеллигенция становилась органичной частью советского общества.

Новая советская интеллигенция. 30-е годы
Новая советская интеллигенция. 30-е годы

В дореволюционной России люди, занимавшиеся умственным и творческим трудом, относились скорее к привилегированной части населения России. Они также были отдалены от крестьянского и рабочего люда, как и "господская" страта: дворяне, офицеры, чиновники и т. п.

В социалистическом государстве с его всеобщим равенством людей и возможностью любого человека, в зависимости от его способностей и дарований, получить высшее образование, начинает формироваться иной слой интеллигенции. Советская интеллигенция, в своей основной массе вышедшая из народа, становится его составной частью.

В этой новой ипостаси люди, осуществляющие образовательную, просветительскую, медицинскую, научную, творческую и иную другую подобную деятельность, получают и новый социальный статус — «служащий», т.е. служащий через свою профессиональную деятельность своему народу и государству.

Рабочие и крестьяне отдавали свой физический труд всему обществу. Интеллигенция народу и стране отдавала свои интеллектуальные задатки, свой научный и творческий дар, при этом не требуя за свою деятельность особых материальных преференций, намного отличных от материальных доходов других социальных групп населения.

В СССР представители советской интеллигенции в большинстве своем были лишены таких черт характера, как снобизм и себялюбие, которые стали развиваться у современной постсоветской интеллигенции. Они постарались забыть о том, что у многих из них их деды и прадеды, если не были крестьянами и рабочими, то в лучшем случае являлись городскими мещанами, приказчиками, торговавшими в лавках, или были мелкими городскими ремесленниками и даже прислугой в господских домах.

«Товарищ», основное обращение к советским гражданам, — первое свидетельство всеобщего социального равенства в СССР

Вместе с упразднением сословий в новой Советской стране исчезла также система обращений, сложившаяся в царской России в зависимости от чина и сословного положения человека, типа: "Ваше сиятельство", "Ваше высочество" или "Господин", "Госпожа". Ко всем гражданам в СССР (читайте «Великая отечественная война: отец — наводчик артиллерийского расчета (из рубрики Советский Союз глазами очевидцев: семейная хроника)») стали обращаться словом "Товарищ".

Это же слово стало уставным обращением в советских вооруженных силах. Появление одинакового обращения ко всем гражданам страны и явилось первым свидетельством социального равенства всех советских людей.

В СССР слово «товарищ» стало основным обращением ко всем гражданам страны как свидетельство социального равенства всех советских людей
В СССР слово «товарищ» стало основным обращением ко всем гражданам страны как свидетельство социального равенства всех советских людей

  • Данное обращение было связано в первую очередь с Французской революцией, где ее участники отменили такие обращения, как "господин", "госпожа", "сударь", "сударыня" при обращении друг к другу, заменив их словом "гражданин". Обращение "товарищ" во Франции впервые было использовано в 1790 году. К концу XIX века "товарищ" стало повсеместным обращением среди единомышленников социалистический движений.

В русском языке слово "товарищ" первоначально не являлось синонимом слова "друг". Товарищами изначально называли людей, соединённых вместе общим делом, например, в судопроизводстве или на другом каком-либо поприще.

В среде запорожского и донского казачества слово "товарищ" использовался рядовыми казаками, членами казачьей общины. "Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество.

Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало.

Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек.

Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей (Н. В. Гоголь. Тарас Бульба).

В Советском Союзе, в обществе равных людей, все были товарищами. В стране всеобщего социального равенства никто не был унижен ни по своему происхождению, ни по национальному признаку, ни по социальному, ни по профессиональному.
Детей этому учили с детства: "Летчик водит самолеты — это очень хорошо! Повар делает компоты — это тоже хорошо! Доктор лечит нас от кори, / Есть учительница в школе... (" С. Михалков). А если слегка перефразировать последнюю фразу этого детского стихотворения, то оно заканчивалось следующими словами: "Люди разные нужны, люди всякие важны".

В СССР не было ни богатых, ни бедных людей, не было и культа богатства

Живя в обществе равных по своему социальному и материальному положению граждан, советские люди во многом отличались от людей Запада. В стране социализма не было богатых, тем более сверх богатых людей.

Не было и культа богатства. Когда жители СССР (читайте «Коммунисты — вперед!») читали в газетах о том, как какой-нибудь западный миллионер, в одночасье потерявший все свои капиталы, в отчаянии бросился с верхнего этажа небоскреба, они искренне не понимали, как можно свою жизнь променять на деньги? У них были другие жизненные установки и цели.

"Оценивать себя на фоне остального мира нужно тогда, когда ты знаешь свой путь и свои возможности — тогда у тебя есть система координат и нет опасности погнаться за тем, что тебе не нужно, потеряв при этом то, что является для тебя абсолютно необходимым", — справедливо замечает российский журналист Петр Акопов (П. Акопов. Русские избавились от комплекса коллективной неполноценности (https://vz.ru/politics/2018/1/22/904354.html).

  • Исходя из известной теории иерархий потребностей человека А. Маслоу, человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, но когда хлеба вдоволь, появляются более высокие потребности. Поскольку необходимый уровень жизненных потребностей советскому человеку был гарантирован государством, то, согласно Маслоу, у него не было препятствий к появлению потребностей более высокого порядка, связанных с развитием собственной личности.

  • Так советские дети с раннего детства хотели быть будущими Королевыми, Гагариными, Яшиными, Третьяками, Улановыми, Плисецкими... Сегодня, живущим обывательскими проблемами людям, все это кажется смешным. Но советские дети, на глазах которых был запущен первый советский (читайте «Советский Союз глазами очевидцев (история трех поколений одной семьи)») спутник и первым человеком, отправленным в космос, был советский человек, мечтали уже о полетах в дальний космос, встрече с новыми цивилизациями.

Первым человеком в космосе был советский человек!
Первым человеком в космосе был советский человек!

Не все, конечно, собирались стать космонавтами. Многие дети, по примеру своих родителей, хотели стать хорошими врачами, учителями, инженерами и на этом поприще добиться больших успехов.

В стране всеобщего социального равенства и люди рабочих профессий не были унижены. Многие из рабочих становились Героями социалистического труда, а их зарплаты достигали уровня директоров предприятий.

Интересно отметить, что даже к такой тонкой межличностной сфере, как любовь советская молодежь относилась иначе, чем современная. Поскольку в советском обществе не развит был культ богатства и все граждане были практически равными по социальному и материальному положению, между двумя любящими не стояло никаких заслонов в виде богатства, сословной или национальной принадлежности.
Поэтому у молодых людей не было необходимости искать в браке каких-то выгод — богатства, особого положения в обществе и других корыстных целей. В стране Советов еще не народились девушки, которые выходили замуж не за человека, а за какой-либо престижный «атрибут» — "богатство", «за границу», «за иномарку», «дворец», «яхту», «публичного или известного человека».
В социалистическом государстве не было ни олигархов, ни рантье, ни рыночной экономики, которая саму любовь превращает в рыночные отношения. Поэтому советская молодежь могла позволить себе искать и мечтать о «юной, прелестной, поэтической любви, уносящей в мир грез» и верить, «что только такая любовь может дать счастье!» (Н. Г. Чернышевский).
«Только я и ты, Да только я и ты /.../Было так всегда, Будет так всегда. Все в мире — любовь» (строки из песни и кадр из советского фильма «Романс о влюбленных». 70-е годы XX века). Свадьба на Рублевке: союз расчетливой молодости и блудливой старости. Начало XXI века
«Только я и ты, Да только я и ты /.../Было так всегда, Будет так всегда. Все в мире — любовь» (строки из песни и кадр из советского фильма «Романс о влюбленных». 70-е годы XX века). Свадьба на Рублевке: союз расчетливой молодости и блудливой старости. Начало XXI века

Человеческое достоинство и самоуважение советских людей строилось на фундаменте всеобщего социального равенства

Но самое главное, чем советский человек отличался от сегодняшних российских людей, это своим мироощущением. Воспринимаемый им мир социализма как мир, построенный на справедливости и равенстве всех людей, независимо от национальности и социальной принадлежности, настраивал людей, их психическое, физическое, духовное и социальное самоощущение на оптимизм и жизнелюбие.

Даже в трудные довоенные 20-30-е годы, далеко не самые легкие десятилетия для проживания, многие западные деятели культуры, приезжавшие в Советскую страну в этот период, с удивлением отмечали жизнерадостный тонус и оптимизм советских людей. Лауреат Нобелевской премии, французский писатель Анри Жид, посетивший СССР в 1936 году (т. е.

в десятилетие, отмеченное современными либеральными российскими историками как период самого жестокого советского террора), замечая при этом и увиденные ими недостатки, написал следующие строки о советских людях в очерке "Возвращение из СССР": «Однако налицо факт: русский (читайте «Смоленская война 1634 года») народ кажется счастливым. Ни в какой другой стране, кроме СССР, народ — встреченные на улице (по крайней мере, молодежь), заводские рабочие, отдыхающие в парках культуры, — не выглядит таким радостным и улыбающимся» (https://royallib.com/book/gid_andre/vozvrashchenie_iz_sssr.html).

Москвичи на московских улицах в 1938 году
Москвичи на московских улицах в 1938 году

  • В послевоенное время мощным стимулом для оптимизма и жизнелюбия советских людей становилось величие страны, в которой они жили, чувство постоянной гордости за ее триумфальные успехи. Что такое для советского человека послевоенного времени был Советский Союз? Победитель в Великой отечественной войне, первый в освоении Космоса, мощная ядерная держава, способная своей военной мощью защитить себя от любого врага.

СССР  — это знак качества! Советских людей отличало чувство оптимизма и  гордость за свою страну
СССР — это знак качества! Советских людей отличало чувство оптимизма и гордость за свою страну

Если судить о социализме по его временной протяженности, то социалистический строй в СССР существовал очень недолго. Период Гражданской войны, великая стройка 30-х годов и Великая отечественная война, восстановление разрушенного хозяйства после войны (читайте ««Мир, таящий столько гною!»: преступления Запада против человечности») — эти годы были только преддверием к социализму.

Настоящая эра социализма началась с конца 50-х годов и продолжалась до 1985 года — горбачевского периода, когда, собственно, с социализмом уже было покончено. Таким образом, социализм как таковой просуществовал в советской стране чуть более 25 лет.

Но и за этот очень короткий срок страна социализма смогла совершить такой скачок, какого не знала ни одна страна в мире. Никогда Россия, ни до революции, ни после крушения СССР, не занимала такого места и не имела такого влияния в мире, какое занял Советский Союз, ставший одной из ведущих держав, наряду с США. Некогда аграрное российское государство превратилось в советское время в одну из ведущих индустриальных стран мира, а общество — в одно из самых культурных и образованных людей.

Кто-то скажет, что в СССР (читайте «Советский Союз глазами очевидцев: про ликвидацию неграмотности») постоянно были очереди и нехватка того-то и того-то. А может, очереди и были от того, что все, что имелось в стране, было доступно по деньгам абсолютно каждому? В советской стране не было дифференциации общества на людей бизнес-класса и эконом-класса, как сегодня.
А так уж хорошо живется в настоящее время людям эконом-класса, вынужденным чаще всего из-за нехватки средств покупать одежду и товары в магазинах секонд-хенд, т.е. поношенные вещи и уже использованные товары? Или покупать некачественные пищевые продукты, потому что качественные продукты им не доступны по цене.
Например, ту же колбасу, которая сегодня в изобилии, но в которой большая часть натурального мяса заменена на различные пищевые суррогаты. И не потому ли у нас так много дорожно-транспортных происшествий, что большинству людей доступны только подержанные иномарки, т. е. все тот же авто секонд-хенд? Да, сегодня открыты для граждан России все границы. Но много ли россиян ездят за рубеж? По статистике за время существования нового российского государства за границей побывало 33 млн. человек из примерно 147 млн жителей, населяющих современное российское государство, т.е. чуть больше 1/5 части его населения.
Известно, что в Советском Союзе ничего не стоило прилететь из Владивостока в Москву — столицу необъятного советского государства, потому что билеты на самолет, как и на любой транспорт, дотированные государством, были недорогими. Сегодня многие россияне, живущие на Дальнем Востоке, из-за дороговизны билетов на такую дальнюю поездку никогда не были и не видели воочию столицу российского государства, Конечно, за 25 лет социализма далеко не все было решено в стране, но советское государство постоянно развивалось, и у него был огромный потенциал для дальнейшего развития.
Примером здесь может послужить Китай. Но пришедшие к власти российские либералы во главе с Б. Ельциным одним росчерком пера развалили страну, причем без согласия народа, высказавшегося на Всесоюзном референдуме против распада СССР.

Как ельцинское правительство вместе со страной уничтожало социальное равенство бывших советских людей

Вместе с исчезновением Советского государства его граждане, которые до этого жили при социализме, словно в одно мгновение были переброшены ельцинским либеральным правительством во времена, очень схожими с эпохой первоначального накопления капитала в Европе в конце XV в. В европейском прошлом процесс первоначального накопления капитала состоял в насильственной экспроприации средств производства у массы мелких производителей.

В нашем настоящем в 90-е годы ельцинского либерального правления также происходила экспроприация средств производства, но в отличие от прошлых времен средства производства были государственными, т.е. общенародными.

В европейском прошлом вместе с ограблением мелких собственников происходило превращение их в неимущих пролетариев. Все то же самое можно было наблюдать и у нас. Одинаковым здесь также было и то, что там и там процессы экспроприации приобретали формы массового грабежа населения.

  • "В XVIII столетии обнаруживается прогресс (читайте «Послевоенный Советский Союз: ни дня без гордости») в том отношении, что сам закон становится орудием грабежа народной земли... Парламентской формой такого грабежа являются/.../ декреты, при помощи которых лендлорды сами себе подарили народную землю на правах частной собственности, — декреты, экспроприирующие народ" (Маркс К. , Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 23, с. 736).

Данное высказывание классиков марксизма хорошо ложится и на наше недавнее прошлое (читайте «Индустриализация страны в 30-е годы: итог прорыва в образовании и культуре страны») в силу того, что ограбление народных масс в 90-е годы, т.е. раздача бывшей народной собственности также происходила под непосредственной протекцией ельцинского правительства узкому кругу людей, как правило, приближенных к этому новому правительству России.

"Эта ужасная и тяжёлая экспроприация народной массы образует пролог истории капитала… Экспроприация непосредственных производителей совершается с самым беспощадным вандализмом и под давлением самых подлых, самых грязных, самых мелочных и самых бешеных страстей. /.../Новорожденный капитал источает кровь и грязь из всех своих пор, с головы до пят" (Маркс К. , Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 23, с. 770-772). И эти высказывания классиков марксизма хорошо укладываются в описание всего того, что мы непосредственно наблюдали в нашем недалеком настоящем при "распиле народного добра", которое попадало в жадные руки новых русских капиталистов, составивших современный российский олигархат.
Новые господа новой России
Новые господа новой России

И так же, как в прошлом, все, что было связано с переделом собственности, по выражению классиков марксизма, "источало кровь и грязь из всех своих пор, с головы до пят". В 90-е годы при разделе бывшей госсобственности происходило огромное количество убийств и других таких же тяжких преступлений, появилось множество различных банд, мародеров и т. п. И все это сопровождалось массовой безработицей среди населения, задержкой месяцами зарплат тем, кто работал, заставляя людей голодать и бедствовать.

  • Когда-то известный французский политик и социолог второй половины XIX века Пьер-Жозеф Прудон сказал: "Собственность есть кража". А один из американских писателей добавил к этому: "В основании любого крупного капитала всегда лежит преступление!" Бывшие советские граждане в ельцинскую эпоху все это увидели воочию.

Перестройка, которую провели в стране либералы, пришедшие к власти, не только покончила с социализмом, но привела страну к полному краху, а ее народ — к удручающей бедности.

«Огонь на поражение»... страны
«Огонь на поражение»... страны

В новой стране было покончено и с социальным равенством, существовавшим в СССР. Население новой России вновь разделилось, как это было до рабоче-крестьянской революции 1917 года, на кучку богатых и сверх богатых людей, в руках которых оказалась львиная доля всех российских богатств, и значительной массы бедных и еще более бедных людей, находящихся уже за чертой бедности.

«Мещане во дворянстве», или почему нынешних российских генералов, чиновников и олигархов потянуло во дворянство