2018-10-22 04:47:38

Как белорусы строили Израиль

Как белорусы строили Израиль

Государство Израиль было образовано 70 лет назад, и уроженцам Беларуси было суждено сыграть в этом огромную роль. Мы много знаем о лицах, причастных к этой деятельности, но немного - о событиях, которые заставили их уехать в Палестину.

Автор Алексей Машеров

Ранее мы рассказывали, как Белорусский ресторан сражается с белорусскими националистами.

К началу ХХ века многие города и поселки Беларуси представляли собой еврейские поселения, где евреи составляли от 60 до 80 процентов населения. Обычно это принято связывать «чертой оседлости», установленной в Российской империи вскоре после раздела Речи Посполитой. Но и задолго до этого множество евреев бежало в ВКЛ от погромов, например, в Германии.

В отношении евреев политический и социальный гнет дополнялся национальной и религиозной дискриминацией. В Беларуси евреев особенно преследовали белорусские и польские националисты, поэтому участие евреев в революционном и интернациональном движениях было очень активным. Потом в их среде появились настроения на создание и собственно еврейских революционных организаций. В 1897 году был образован Еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России, более известный как «Бунд». В советской историографии «Бунд» было принято обвинять в «еврейском национализме». Причем - совершенно безосновательно. Бундовцы видели интересы еврейского пролетариата неотделимыми от борьбы российского и международного рабочего класса. Но нашлись и те, кто такую разницу все же увидел.

В конце XIX века зарождается движение сионистов, и одним из его центров становится Беларусь. В 1899 году гомельский врач Григорий Брук был избран в Совет Всемирной сионистской организации. Молодые сионисты обвиняли фанатичных последователей религиозной традиции в деградации еврейского населения и, как и полагается радикалам, проповедовали культ молодости, силы и энтузиазма. При этом в Беларуси очень влиятельным были не только буржуазные сионисты, но и левое сионистское крыло, известное как «Поалей-Цион» - «Рабочие Сиона». Но и левых, и правых еврейских националистов объединяло одно: намерение вернуть «историческую родину». Впрочем, кроме Палестины, назывались и другие места - в Латинской Америке, и даже Уганда в Африке.

В Беларуси социалисты-сионисты работали среди еврейских рабочих и интеллигентов. В Гомеле молодой еврейский поэт Иосиф Брэнер посещал одновременно собрания и поалей-цианистых, и бундовцев.

Но не было у бундовцев более злейших врагов, чем сионисты. В гомельском архиве хранятся воспоминания очевидца, описывающего подпольную сходку в Черикове в начале XX века. Дискуссия между сионистами и бундовцами даже переросла в драку, и только появление полиции заставило и тех, и других уходить огородами.

Интересный факт: отношение властей Российской империи к сионизму было неоднозначным. Между сионистами и царской полицией завязался странный роман. Это произошло во время пребывания во главе МВД Вячеслава фон плева. Идеологом новой политики, похоже, был начальник Особого отдела Департамента полиции Сергей Зубатых. Он сам привлекался по делу о политическом дознании, перешел на сторону властей и стал одним из лучших полицейских России. Зубатых решил создавать подконтрольные рабочие партии и организации. Сионисты были признаны в этом смысле одними из наиболее перспективных. Почему?

Многие из сионистских деятелей и тогда, и позже высказывались в русле «время перестать оплачивать еврейской кровью чужие революции». Мол, евреи должны беречь силы для создания своего государства. Такая модель «не деяния» внутри Российской империи устраивала власти. Видимо, поэтому сионистам решено было дать «зеленый свет».

В 1902 году в Минске легально прошел съезд сионистов. На нем было 600 делегатов, съезд освещало 70 корреспондентов СМИ! А за год до этого развернула деятельность «Еврейская независимая рабочая партия» (ЯНПР) во главе с Маней Вильбушэвич, дочерью еврейского купца из-под Гродно, которая по идейным соображениям стало грузчицей. Характеристика партии как «независимой», по-видимому, была должна подчеркнуть свободу партии от влияния социалистов и других крамольников. Хотя именно бывшие социалисты, которые стали лояльными монархии, ее и возглавляли. Подтянулись к «самостийникам» и левые сионисты.

В короткое время ЯНРП стала популярной среди рабочих, ее отделения действовали в Минске, Гомеле, Одессе и других городах. Секрет успеха был прост: забастовки под руководством «самостийников», как правило, выигрывались. Просто в этих случаях полиция «рекомендовала» хозяевам прислушаться к требованиям рабочих.

Подобные успехи «полицейского социализма» не могли не вызвать обеспокоенности настоящих революционеров. Но буржуазия была потрясена успехами «зубатовцев» еще больше и смогла найти дорогу к высокому руководству: вскоре «независимая» партия прекратила свою деятельность. После и сам автор интригующей социально-полицейской игры Зубатых был отставлен. А Маня Вильбушэвич и ее муж Исраэль Шохат приняли участие в колонизации Палестины.

Начало ЦАХАЛ - в Гомеле

Белорусы и Израиль
Белорусы и Израиль

В народе отношение к евреям было негативное. Первая волна еврейских погромов прокатилась еще в 1880-х, и до сих пор точно не выяснено ее происхождение. Некоторые говорят о причастности к ним революционеров-народовольцев, пытавшихся, используя ненависть к эксплуатации со стороны еврейского капитала, поднять народное движение. Другие, наоборот, считают, что это была реакция темных низов на убийство царя социалистами. Но именно погромы 1880-х годов вызвали первую волну эмиграции еврейского населения, в том числе - и в Палестину.

В апреле 1903 года ужасный погром произошел в Кишиневе. Толпа безнаказанно громила еврейские кварталы несколько дней, результатом чего были десятки убитых и тысячи раненых. Тогда белорусские евреи решили сопротивляться. В Гомеле, Пинске и других городах начали создавать отряды самообороны и запасы оружия. В Гомеле, по данным полиции, самооборона практиковалась в стрельбе из револьверов, распевая при этом песню «На христиан, на собак, на проклятых» на мотив «Дубинушки».

Но когда в конце августа 1903 года в Гомеле на Базарной площади лесник князя Паскевича ударил еврейку, что торговала селедкой, члены еврейской самообороны с ножами и кистенями хлынули со всех сторон. Они атаковали и тех, кто участвовал в драке, и тех, кто стоял в стороне. Считается, что самооборона предотвратила погром, другие же говорят, что разожгла страсти.

Через два дня толпа рабочих мастерских Либаво-Роменской железной дороги отправился в город «бить жидов». Самооборона встретила погромщиков и, вероятно, действительно остановила бы их. Но в конфликт вмешались роты 160-го пехотного абхазского полка, который стрелял залпами в обе стороны. В результате погром коснулся преимущественно бедных кварталов, куда военные и полиция вытеснили черносотенцев. Большинство погибших при беспорядках были друзьями самообороны.

Сегодня говорят о том, что современная Армия самообороны Израиля (ЦАХАЛ) ведет родословную от той самой гомельской самообороны. Это и так, и не так. Действительно, события августа-сентября 1903-го были первым примером организованной вооруженной защиты еврейского населения в новейшей истории. Многие из участников самообороны, отбыв срок за участие в «межплеменном погроме» в Гомеле или спрятавшись от преследования властей, эмигрировали в Палестину. Они основали там одну из первых коммун и участвовали в создании вооруженной организации «Ха Шомер» ( «Страж»). В свою очередь, на ее основе сложилась знаменитая «Хагана», которая сыграла решающую роль в «битве за Израиль».

Однако гомельская самооборона не была делом исключительно сионистов и сионистов-социалистов. В ее формировании принимал участие и «Бунд», который на то время являлся главной еврейской силой. К идее же провозглашения Израиля-2 и, соответственно, его будущей армии бундовцы относились более чем равнодушно. Очевидно, что руку к защите приложили «беспартийные еврейские массы» и беднота легендарной гомельской «Молдаванки».

После поражения революции 1905 года многие еврейские деятели перешли к легальной работе. Широкую деятельность развернули колонизационные общества, которые направляли евреев в палестинские поселения.

Октябрьскую революцию 1917 года в еврейских общинах встретили неоднозначно. «Бунд» и «Поалей-Цион» ее отчасти приняли. Правые сионисты и религиозные партии - нет. Антисоветское повстанческое движение не видело разницы между «правыми» и «левыми» евреями и уничтожали всех подряд. Что, очевидно, заставляло еврейских деятелей воздерживаться от борьбы с Советами.

Скоро левые сионисты тоже оказались в подполье. В 1920-е годы в Беларуси развернула нелегальную деятельность молодежная организация «Ха-Шомер Ха-Цаир». Она была построена на полувоенном принципе, имела районные штабы и «легионы». Основной целью была вербовка молодежи для колонизации Палестины. Советскую власть «Шомеры» критиковали из левых позиций, утверждая, что только в Палестине будет построена «коммунистическая держава».

Коммунизма в Израиле нет, а вот основанные «Шомерами» и другими пионерами коммуны-кибуцы действуют и поныне.

100 лет независимости Польши: анархия и национализм как главная черта польской истории

Комментарии 0
Логин и пароль
Запомните логин и пароль для последующего входа