2018-12-14 03:41:08

История смутного времени: был ли подвиг Ивана Сусанина и варианты обновления династии после Смуты

История смутного времени: был ли подвиг Ивана Сусанина и варианты обновления династии после Смуты

Действительно ли совершил свой подвиг Иван Сусанин, заведя врагов туда, откуда они по собственным же следам на снегу не смогли выйти? Какие варианты обновления династии были у России во время смутного времени и другие вопросы.

Автор Анастасия Булгакова

Ранее мы писали про советский Союз глазами очевидцев.

Существовал ли в феврале 1613 отряд армии Польши и шел ли он очертя голову к хорошо защищенной Костроме, где вместе со своей матерью-инокиней Марфой в Ипатьевской обители находился новоизбранный московский царь Михаил Романов? Действительно ли совершил свой подвиг Иван Сусанин, заведя врагов туда, откуда они по собственным же следам на снегу не смогли выйти?

Положительно ответить на эти вопросы (после специального исследования историка Костомарова, выданного еще в 1862 году) может разве что наивный человек, который полагает, что новости о царе и действия его врагов в начале XVII века транслировались по телевидению или печатались в газетах.

Никто не отрицает художественных достоинств оперы «Смерть за царя» Михаила Глинки и другого творческого достояния популярной мистификации, главным автором которой стал хитрый Багдашка Сабинин - зять Сусанина. Он ждал единовременного вознаграждения. А тут такая удача: привилегии на освобождение от налогов «на веки вечные» ему и его наследникам (в 1837 году привилегии последний раз подтверждал сам император Николай I).

Не ожидали такой чести и участники второго народного ополчения смутных времен под руководством Минина и Пожарского, которые 22 октября (старого стиля) 1612 стали под стенами московского Кремля, захватив в тот день прилегающий к нему Китай-город. В то же время, рядом, через стену от них, в Кремле в центре Москвы голодал их будущий хозяин Михаил Романов вместе с матерью и боярскими семьями, с верными иностранцам и признанным 17 (27) августа 1610 года московским царем королевичем Польши Владиславом Жыгимонтавичем .

Первая российская гражданская

Смута как первая гражданская война в России
Смута как первая гражданская война в России

В Российской Федерации давно уже ввели новый праздник - День народного единства 4 ноября, в официальных документах утверждалось, что в этот день отмечается «годовщина освобождения Москвы от польских интервентов и окончание Смуты». Хотя гораздо логичнее было бы сделать достижением народного единства выступление второго народного войска под руководством земского старосты Кузьмы Минина в Нижнем Новгороде в сентябре 1611 года. А окончание Смуты связать с реальным окончанием военных конфликтов внутри страны и на внешних фронтах, со Швецией и Речью Посполитой, а именно не ранее Дэулинскога примирения Москвы с Речью Посполитой в декабре 1618 года. Это перемирие, заключенное на 14,5 лет, признавало за ВКЛ право на Смоленские земли и не мешало польскому королевичу Владиславу и впредь номинироваться московским царем, что он и делал до 1634 года.

Кстати, согласие различных частей Московского государства под «скипетром» новой династии Романовых наступило не сразу.

Не приходится связать конец Смуты XVII века и с избранием Земским собором Великого князя московского Михаила. Выбрали его 7 февраля 1613 года, а объявили только через две недели. Из соображений безопасности. Ведь - Смута. Собор этот, по отредактированной «Романовской» истории, является «впервые на Московской Руси собранием представителей всех сословий». Однако в его работе не принимали участия представители многих городов центра и юга России, Новгородской, Псковской и Бельской земель, которые на то время и не признали господства Романовых.

Страна оставалась разделенной групповыми интересами. Поэтому и возникли ограничительные условия господства новоизбранного монарха, предлагаемые группировкой патриарха Филарета (Федора Никитича Романова), отца Михаила Романова и двоюродного брата сына Ивана Грозного Федора Иоанновича.

Формула ограничения давала шанс гражданскому миру: «Дать полную ходу правосудию по старым законам страны; никого не судить и не осуждать высшей властью ». Быть избранными на соборе претендовали и Шуйский, и Воротынский, и Трубецкой. А амнистия и примирение требовалось едва ли не всем. Потому что, согласно большинству историков, Смута была первой российской гражданской войной, осложненной борьбой боярских группировок, народными волнениями, апелляциями к внешним силам, что провоцировало вмешательство со стороны Речи Посполитой и Швеции.

Варианты восстановления династии

Была ли альтернатива династии Романовых
Была ли альтернатива династии Романовых

Василий Шуйский в феврале 1609 года ищите согласия с Карлом, получая помощь наемного войска Делагарди против «Тушинского царя» Лжедмитрия II. Дмитрий Пожарский, двигаясь от Нижнего до Москвы, во время задержки в Ярославле в апреле-июле 1612 года успел прозондировать и шведский (с королевичем Карлом-Филиппом) и Габсбургско-немецкий вариант восстановления династии в Москве. «Семибоярщина», которая сбросила Шуйского, составленная из представителей старших боярских родов (Мстиславский, Трубецкой, Романов, Оболенский, Голицын, Шереметьев, Лыков), с лета 1610 по осень 1612 фактически репрезентовала интересы Владислава Жыгимонтавича (с условием принятия им православной веры).

Возвышение самого идеолога будущей 300-летней династии - Филарета Романова - полно детективными поворотами. Здесь и его борьба с Годуновым (гипотетически - отравление Бориса, убийство его сына Федора). И назначение ростовским митрополитом через Лжедмитрия в 1605 году. И его служба «московским патриархом» в Тушинском лагере Лжедмитрия II в 1608-1610 годах. И участие в «Великом посольстве» от имени семибоярщины к Сигизмунду III Вазе под Смоленск в 1610 г. с целью признания царем сына Сигизмунда - Владислава. Что, правда, закончилась задержанием Филарета в плену на несколько лет.

Если свериться с ходом исторических событий времен Смуты, праздничная дата в России не имела в их череде такого символического смысла. Задушенный голодом в осаде гарнизон армии Речи Посполитой и боярское правительство покинули московский Кремль не 22-го октября по юлианскому календарю (1 ноября 1612 г. по григорианскому), а 26-27 октября (5-6 ноября). Это сейчас, учитывая нарастание календарной разницы, дата 22 октября старого стиля совпала с 4 ноября.

На самом деле, 22 октября празднуется день Казанской Божьей Матери. Икона, список с которой сделан из явленной в 1579 году оригинала, в качестве опекуна-паладиума имели с собой в 1612 году в Москве войска Минина и Пожарского.

Штурм Китай-города имел своего небесного покровителя, но, как ни странно это покажется сегодня, не Казанскую икону. По свидетельству информированного современника, Келарь Троице-Сергиевского монастыря Авраама Палицына в его «Сказании о смуте», как верили участники событий, поход был предсказан Сергием Радонежским, который накануне появился «кремлевскому старцу» Арсению, архиепископу при Архангельском кремлевском соборе, усыпальнице московских Рюриковичей.

Освобождение Кремля москвичи отметили 1 (11) ноября крестным ходом под опекой не Казанской, а Владимирской Божией Матери, главной русской святыни, «превосходно сохранившейся» при иноверцах и вынесенной к верующим с кремлевского Успенского собора.

Что же до Казанской Божьей Матери, то ее почитание начал целенаправленно поддерживать Дмитрий Пожарский, поместив в своем московском приходе. По инициативе Пожарского в 1613 году Михаил Романов и его мать Марфа благословили местное локальное празднование Казанской Божьей Матери 8 июля и 22 октября, «како очистися Московское государство» от неприятеля».

Позже великий князь Михаил и его отец, патриарх Филарет, вернувшись в 1619 году из «польского плена», финансировали отдельный храм Казанской Божией Матери в «Китай-городе у стены» - уже осенью 1632 года. И мотивы понятны: в августе начинается война Московии против ВКЛ за Смоленск (1632-1634), правда, неудачная, где путеводительницей армии была провозглашена Казанская Божия Матерь.

Окончательно культ этой иконы стал в России общенациональным и связался с династией Романовых после рождения Алексея Михайловича Романова 22 октября 1648 года.

Так в начале XXI века новый праздник России пришелся на годовщину одного из эпизодов Смутного времени, освященного позже установленным культом, с поправкой на календарные разбежки нашего времени - 4 ноября.

Искусство смутного времени

Иконы смутного времени
Иконы смутного времени

Эпоха Смуты вошла в европейскую историю в значительной степени через освященный искусством монархический Романовский миф ( «Жизнь за царя» М. Глинки) и памятники литературы, связанные с «дмитриядой».

События в России волновали европейцев. В 1617 году фигура Лжедмитрия появилась в пьесе «Великий князь Московский» известного испанского драматурга Лопе де Вега (1562-1635). Произведение переведены и напечатаны по-русски в 1999 году. В 1805 году перед самой смертью написал пьесу о русской смуте, «Димитриус», Фридрих Шиллер, доводя дело до убийства Лжедмитрия во время бунта в Москве 17 (27) мая 1606 года, после 11 месяцев господства.

Другая, литературизованная монархическая версия истории Смуты, от смерти Бориса Годунова в 1605-м до воцарения в 1613 году Михаила Романова и торжественного возвращения в 1619 году из плена в Речи Посполитой Филарета Романова, создана «Северным Расином» Александром Сумароковым (1718-1777). Она отражена в его «Краткой Московской Летописи», писаной по заказу царицы Елизаветы, и в пьесе «Дмитрий Самозванец».

Наконец, драматическую тему делегитимизации «преступной» власти (где «мальчики кровавые в глазах»), народного бунта и вмешательства внешних сил на фоне гражданского беспорядка в стране нарисовал в «Борисе Годунове» Александр Пушкин.

Основные события Смуты тесно связаны с историей Беларуси: здесь и поддержка Сигизмунда III Вазы, вместе с частью магнатов Речи Посполитой формирования армии Лжедмитрия в 1604 году. И само происхождение обоих Лжедмитриев. Первого из них связывают с дворянской семьей выходцев из Беларуси Нелидовых. Второй, по разным данным, впервые появляется на страницах истории как учитель в Шклове или Могилеве или как шпик, арестованный в Пропойске.

Нельзя пропустить и трагических эпизодов участия в зарубежных событиях и авантюрах белорусских шляхтичей, из которых самый приятный - голодовки в осажденном Кремле польско-белорусского гарнизона, что капитулировал перед войском Минина-Пожарского 26-27 октября 1612 года на условии сохранения жизни, выполненной лишь частично.

В тот момент одним полком войска Великого княжества Литовского в Москве командовал полковник Иосиф Будила, хорунжий Мозырский. Сослан в Нижний Новгород, где он оставил «Диариуш» (дневник) с жуткими сценами людоедства среди осажденных варваров-поляков: «Трусковский, поручик пехоты, двух сыновей своих съел, гайдук один тоже сына съел, второй - свою мать; товарищ также один из слуг съел своих; одним словом, сын отца, отец сыну не давал пощады; пан для слуги, слуга господа не был безопасен; кто кого вообще смог, тот того съел, здоровый слабого убил».

Почему в Швеции нет Дня независимости, а есть Национальный день?

Комментарии 0
Логин и пароль
Запомните логин и пароль для последующего входа